Технологический цикл производства полиграфической продукции
В прошлом номере Вы немного познакомились с типографией «Полиграф-Сервис-Плюс». Узнали наши основные принципы работы, взаимоотношения с заказчиками, отношение к делу.
Этой статьей мы хотим помочь Вам разобраться в сути печатного производства и предлагаем к рассмотрению составленную нами упрощенную схему.
Театр начинается с вешалки! – этот известный афоризм мы перефразируем так – типография начинается с дизайнера!
Для достижения желаемого результата в серьезных проектах необходимо опираться на профессионализм и опыт работающих в полиграфии художников-дизайнеров. Без их знания процесса производства, понимания возможностей графических станций и прочего оборудования, невозможно обеспечить максимальное качество полиграфической продукции.
На сегодняшний день мы располагаем всем необходимым для осуществления самых грандиозных Ваших задумок. В первую очередь, это опытный, слаженно работающий персонал, мощные графические станции на базе платформ «Mac» и «РС», новейшее программное обеспечение, используемое дизайн-бюро и репроцентрами всего мира, точные контрольно-измерительные приборы и эталонные цветовые шкалы Pantone.
Наши дизайнеры одинаково хорошо справляются с любым заданием, будь то изготовление этикеток или календарей, верстка журналов или художественное оформление годового отчета. Безусловно, у дизайнеров ПСП есть огромное преимущество перед их коллегами – они обеспечены постоянной обратной связью с производством. Ежедневный опыт, в результате которого дизайнер имеет возможность сравнивать изображение, созданное на экране, с изображением, полученным в результате печати, дает возможность откалибровать ему свой монитор для правильной цветопередачи. На профессиональных мониторах огромное количество настроек, а дизайнер в основном подбирает цвета и цветовую гамму по экрану. Если экран дает искаженное изображение, которое еще изменится при распечатке на недорогих цветных принтерах, то в результате на печатных листах Вы увидите совсем не то, что ожидали. Наши дизайнеры могут гарантировать: все, что Вы видите на экране, будет именно так и напечатано, многолетний опыт тому подтверждение.
Следующий этап допечатной подготовки – цветоделение. Главный принцип цветной печати –нанесение на бумагу точек растра различных цветов и размеров. Все цвета и оттенки проекта печатаются ограниченным набором красок. Из них можно выделить 4 основных: ярко-голубой, черный, малиновый, желтый. При рассмотрении печатной продукции эти точки сливаются (особенность нашего зрения), и мы видим различные цвета и оттенки. Каждая краска наносится на бумагу в определенной последовательности, отдельно от других.
Поэтому изображение, которое вы видите на экране монитора, делится на составляющие основные цвета по сложным алгоритмам с подобранными опытным путем параметрами.
Процесс изготовления цветоделенных пленок (фотовывод) – своего рода рубеж: здесь электронная версия проекта, находившаяся до сих пор в «виртуальной форме» в памяти компьютера, впервые материализуется на вещественном носителе. С этого момента любые изменения потребуют перевывода пленок и изготовления новых печатных форм, что сопряжено с дополнительным расходом дорогостоящих материалов и, соответственно, финансовыми затратами. Именно поэтому мы тщательно согласовываем с заказчиком все детали макета на этапе его разработки, где можно безболезненно вносить любые исправления и дополнения.
В нашей типографии на сегодняшний день изготовление цветоделенных пленок идет на оборудовании фирмы Scitex, позволяющем выводить изображения на формат вплоть до А2.
Подготовленные пленки переходят на следующий этап технологического процесса – изготовление печатных пластин. Короткая, на случайный взгляд, но очень важная операция. Она несколько похожа на печать черно-белых фотографий, где роль негатива играет цветоделенная пленка, а роль фотобумаги – алюминиевая пластина, покрытая фоточувствительным слоем. Отдельно для каждого из цветов на специальном станке – светокопировальной раме изготавливается своя печатная пластина. Процесс простой: цветоделенная пленка, полученная на фотовыводе, накладывается на пластину и засвечивается мощным источником света (лампа 3000 Вт). Затем пластины проявляются, при этом фотослой с нее смывается проявителем в тех местах, где на пленке не было изображения. Оставшиеся элементы изображения называются печатными, и впоследствии только они будут переносить краску из печатного аппарата машины на бумагу. Те элементы, где фотоэмульсия была смыта проявителем, называются пробельными и, соответственно, краску они переносить не будут. Далее при печати на бумаге будет получена точная копия изображения, которое было на пленке. При этом печатная пластина будет являться «посредником» в переносе изображения на бумагу.
Процесс офсетной печати, с одной стороны, несложен: 4 печатных пластины устанавливаются на 4 цилиндра, в 4 красочных аппарата закладываются краски четырех основных цветов, в подающий стол заряжается бумага, включается машина, с помощью «посредника» – офсетных пластин – краски переносятся на бумагу и так 8000 раз в час. При этом на одном листе бумаги опять смешиваются те самые 4 краски, на которые было разделено изображение в процессе цветоделения, и мы получаем изображение, которое было у нас на компьютере. Если у печатной машины 1 секция, сначала на бумагу наносится одна краска, затем машина смывается, закладывается следующая краска и повторяется 4 раза. Этот процесс сложнее, но качество ваше, так как каждый предыдущий слой краски успевает подсохнуть и слои красок не так сильно смешиваются. Именно поэтому все самые сложные и ответственные печатные издания печатают на односекционных машинах, а большие тиражи этикеток – на 4-х секционных.
Наша типография располагает несколькими по сложности печатными машинами: двухкрасочными, четырехкрасочными, однокрасочными, что всегда позволяет найти необходимый компромисс в соотношении «цена-качество».
Как мы уже отмечали, процесс печати с виду несложен, но он имеет ряд особенностей. Например, подготовительные работы по настройке и запуску печатной машины для некоторых заказов могут занимать до нескольких часов. Однако средняя скорость современных машин составляет порядка 5-8 тыс. листов в 1 час (поистине верна поговорка – медленно запрягаешь, быстро едешь). Поэтому даже если Вы не экономист, то сможете определить, что печать большего количества листов относительно настройки и запуска, значительно снижает стоимость каждого листа порой в несколько раз. Это и есть главная особенность офсетного производства. Она объясняет причину, почему мы вынуждены сообщать, что стоимость изготовления 100 экземпляров практически равносильна изготовлению 500 штук, стоимость же печати каждого экземпляра при тираже 5000 штук будет в несколько раз ниже.
Послепечатная обработка – это резка отпечатанного тиража, подборка, фальцовка (сгибка) и сшивка листовых изделий (журналов, брошюр и т. д.), высечка продукции со сложной формой (коробки, папки, конверты и др.), ламинирование, сборка перекидных календарей и блокнотов, склейка и, конечно, упаковка готовой продукции. Для этого используется: высокоточная программируемая резка германского производства, позволяющая выдерживать нужные параметры с точностью до 0.05 мм, имеющая огромную производительность; различные высекальные прессы; листоподборочные и скрепкосшивательные машины. Мы располагаем широким набором высекальных штампов и разрабатываем новые по мере освоения новых заказов.
Все то, о чем мы рассказали выше, составляет полный технологический цикл полиграфического производства, наличие которого позволяет нам с большой оперативностью и производительностью печатать полиграфическую продукцию широкого ассортимента и самого высокого качества.