Вас обманывают веб-студии
Методы мошенничества при создании сайтов, в рекламе и продвижении
В предыдущих номерах «КД» мы уже рассказывали о том, как заказать сайт и потом не сожалеть об этом. Сегодня мы предлагаем ознакомиться с первыми главами из книги Сергея Алексейчикова «Вас обманывают вэб-студии. Методы мошенничества при создании сайтов, в рекламе и продвижении» (ISBN 978-5-4485-7481-8). Ее цель простая и сложная одновременно – оградить бизнес от обмана со стороны нечестных разработчиков сайтов, повысить грамотность бизнесменов в сфере интернет-маркетинга. Информация особенно актуальна для тех, кто хочет заказать рекламу в интернете, продвинуть свой сайт, «раскрутиться» в социальных сетях. Вы узнаете об основных методиках, которые используют веб-студии и агентства для обмана заказчиков, выманивания у них денежных средств и получения максимальной выгоды безо всякой заботы о бизнесе клиента. Научитесь разбираться в уловках менеджеров во время переговоров, нюансах заключения договоров. И поймете, как выбирать правильного подрядчика.
Рынок создания сайтов в России последние 10 лет растет, несмотря ни на какие предсказания о скором «конце света» для веб-студий и агентств. Каждый день появляется минимум две новые веб-студии, которые пытаются включиться в борьбу за лакомый кусок – клиентов.
Основная проблема заключается в том, что клиенты, которых так жаждут заполучить в свои цепкие лапы менеджеры по продажам, очень мало знают об устройстве сайтов, интернет-магазинов и прочих landing page. Редкий владелец бизнеса в курсе, чем отличается сайт-каталог от сайта-магазина, или понимает разницу между «коробочной» CMS и «студийной».
Этим незнанием пользуются все так называемые специалисты по интернет-маркетингу, а также большинство студий, агентств и лабораторий по созданию сайтов (как они себя только ни называют). Подобно лисе Алисе и старому коту Базилио, они берут у доверчивых Буратин их денежки и закапывают их в то, что гордо называется разработкой веб-сайтов. Вот только вместо прибыльного интернет-магазина или хорошо продающей посадочной страницы на деле получается еле живая поделка, в которой все нужно исправлять. Жулики, конечно, будут кричать о том, что нужно закопать побольше денег (доработать, наладить, оптимизировать) … вот только у Буратино на новые вложения чаще всего не хватает бюджета.
Горе-специалисты не только вредят прогрессу отечественного бизнеса, но и обесценивают труд настоящих профессионалов.
ПРОБЛЕМЫ ПРИ СОЗДАНИИ САЙТА
Поговорим о создании сайта и о том, какие опасности могут подстерегать даже опытных заказчиков. Что мешает сразу выбрать нормальную веб-студию? Почему нельзя заказать и получить именно то, что хочется?
Фальшь в портфолио. Встречают по одежке. Это относится ко многим аспектам нашей жизни. В том числе и к выбору подрядчика по созданию сайта. Десть из десяти выбирающих сайт в первую очередь ориентируются на то, как выглядят работы в портфолио потенциального исполнителя. Тут нет опечатки или ошибки. Именно десять из десяти, т.е. сто процентов.
Логично, что каждый разработчик хочет показать свой «товар» в максимально выгодном свете. Чем лучше портфолио, тем выше цена, тем проще привлечь клиентов. И тут кроется ловушка №1.
Работы в портфолио могут выглядеть значительно лучше, чем на самом деле
Вы удивитесь, но некоторые студии специально нанимают сторонних дизайнеров для создания красивых страниц с дополнительными элементами, тенями и изобилием шрифтов.
В целом нельзя сказать, что это обман. Люди ведь красятся, носят корректирующее белье, принимают специальные позы на фото, используют фильтры Instagram, наконец. Но стоит понимать, что первое впечатление от портфолио и результат, который вы получите после сдачи сайта, могут отличаться в разы.
Очень часто можно слышать от клиентов веб-студий такую фразу: «Это не то, что мы хотели. Да, мы согласовали прототипы страниц и вариант дизайна. Но это все равно не то!». На самом деле в большинстве случаев заказчик надеется (не ждет, а именно надеется), что результат будет лучше того «дизайна», что ему показали на первых этапах проекта. Он хочет получить то самое ощущение «крутого» дизайна, которое видел, просматривая «приукрашенное» портфолио. Но мы-то знаем, что обработанное фото человека в сети и его образ в реальной жизни редко совпадают.
Внимательно смотрите на портфолио. И лучше, если вы откроете все представленные проекты отдельно и посмотрите на них без дизайнерских изысков – так, как видят этот сайт обычные посетители. Ведь ваш будущий сайт будут видеть именно таким. Если у веб-студии есть красивое портфолио, но нет возможности посмотреть проекты «вживую», то это один из тревожных звоночков, и стоит либо попросить прислать ссылки на выполненные проекты, либо отказаться от сотрудничества ради собственной же безопасности.
Вариант с приукрашенным портфолио, конечно, неприятный, но это лишь ментальная ловушка для заказчика. А ведь все бывает гораздо хуже.
Представьте себе, что вы договорились о свидании с красивой девушкой (юношей) в сети. Ждете встречи, периодически общаясь, узнавая новое друг о друге. Вы уже представляете, как будете пить горячий кофе в парке, гуляя под дождем из падающих осенних листьев… но на встречу приходит лысый бородатый мужик вместо девушки (или лысая одноглазая дама вместо юноши). Шок, смятение, непонимание происходящего, отрицание…
Примерно такие эмоции испытывает заказчик, которому рассказывали месяц, что все будет круто и не хуже, чем в портфолио, а на выходе он получил дизайн из набора «1001 шаблон сайтов для бедных» или еще хуже – «от школьника».
Почему так произошло? Как так могло произойти? И тут мы подходим к ловушке №2.
Украсть или подделать портфолио очень просто
Банально. Взял у одних, у других, у третьих – и вот тебе уже портфолио. Но многие начинающие боятся последствий, поэтому предпочитают три беспроигрышных варианта плагиата.
Во-первых, никто не может уберечься от сохранения злоумышленником всего сайта к себе на жесткий диск (точнее той части сайта, которую видят все посетители). Более того, при загрузке страниц в интернете даже ваш браузер частично кэширует их (сохраняет на ПК или смартфоне). Поэтому нечестные веб-студии или фрилансеры берут зарубежные сайты и просто «выкачивают» их (сохраняют себе полностью) со всеми картинками, шрифтами и прочими служебными подпрограммами (скриптами). После этого они просто меняют тексты на русские и могут свободно добавлять себе такой сайт в портфолио. Логично, что иностранцы никогда не узнают о том, что у них есть клон на русском языке.
Второй вариант чуть более честный. Никто не запрещает начинающей веб-студии пойти в интернет-магазин шаблонов сайтов (в том числе авторских) и купить там 10-15 вариантов для своего портфолио. На зарубежных сайтах типа themeforest.net такие шаблоны стоят от 7$ до 15$. Выходит, что портфолио обойдется всего-то в 6000 рублей. Правда, придется опять потратить время и перевести эти шаблоны на русский язык.
Мы подошли к самому модному на текущий момент варианту – обкрадыванию фрилансеров. Работает эта схема довольно просто. Веб-студия ищет на сайтах типа fl.ru или behance.net фрилансеров, занимающихся веб-дизайном. Выбирает понравившихся и ставит их работы себе в портфолио. Самые наглые студии берут фото этих фрилансеров и добавляют их в раздел «команда» на сайте. Выглядит так, будто они действительно работают с этими людьми. Но по факту, конечно же, нет. В большинстве случаев топовые дизайнеры даже на фрилансе берут столько денег за проект, что студии-мошеннику будет просто невыгодно пользоваться их услугами.
Увы, отличить портфолио, созданное любым из этих трех способов, от настоящего практически невозможно. Профессионалы могут узнать шаблоны, работы дизайнеров с behance.net, но 100% гарантии подлинности портфолио никто дать не сможет. Цена создания шаблонного сайта настолько невысока, что начинающая студия или фрилансер-обманщик могут с легкостью сделать фальшивые сайты и предоставить в портфолио не только картинки, но и рабочие ссылки на проекты. Не будете же вы обзванивать представленные в портфолио магазины детских товаров или модные барбер-шопы? Этим и пользуются нечестные создатели сайтов.
Как уберечься?
Прежде всего, старайтесь работать с теми организациями или специалистами, у которых в портфолио есть известные компании с историей (пускай и не очень большие). Хотя, даже если вы нашли веб-студию с отличным портфолио, все проверили и вам все нравится, это не значит, что конкретно над вашим проектом будет работать именно этот дизайнер. А значит, результат может быть снова непредсказуем. Об этом читайте в разделе «Тайны при производстве».
РАЗВОД НА ДОП. УСЛУГИ
В бизнес-школах учат, что, помимо основной продажи, всегда должен быть upsell – допродажа чего-то к основному товару.
Проблема в том, что кто-то предлагает услуги, а кто-то их «подсовывает».
Самый простой пример – автосалоны. Вы приходите покупать машину за 800 000 рублей, но в ней нет ковриков, подкрылок, зашиты двигателя и т.д. Все эти «опции» (которые на самом деле были на машине с завода) дилер предлагает за дополнительную плату. И самое обидное в том, что веб-студии перенимают такой опыт. Вот только от покупки машины на таких условиях вы можете отказаться (отсутствие ковриков и прочих элементов видно сразу), а с сайтом дело обстоит сложнее.
Зачастую заказчик узнает о необходимости что-то добавить на сайт уже постфактум. Часто я слышу от людей, приходящих ко мне за консультацией, фразу: «Мы вложили в сайт 700 000 рублей, а до сих пор ничего не работает и за каждую новую доделку подрядчик просит еще и еще денег!». Причем люди разные, а фраза каждый раз одна и та же (отличается лишь размерами понесенного ущерба).
Помимо недоделок часто предлагают дополнительные услуги по оптимизации структуры, проработке удобства использования (usability), тестированию сайта в различных браузерах (правильно ли он отображается, к примеру, на компьютерах iMac 27″”). Еще предлагают техническую поддержку по устранению любых возникающих на сайте проблем (хотя на самом деле техподдержка идет с кучей оговорок).
Все эти вещи изначально должны быть в проекте. Без них разработка нормального, качественного сайта просто невозможна. Продавать эти услуги в качестве дополнительных так же глупо, как продавать к машине руль или педали в качестве дополнительной опции. Просто представьте: «ой, а еще за 15 000 мы можем поставить вам руль, а за 25 000 даже сидение водителя будет в машине, ну а всего за 5000 у вас там будет ремень безопасности».
Дополнительные проблемы создает тот факт, что любые дополнения и любые услуги могут создаваться сторонними компаниями. Так, например, услуги по сервисному обслуживанию сайта согласно договору будет выполнять некий «сервисный центр», который не связан никакими гарантиями ни с вами, ни с вашим подрядчиком. И гарантия распространяется только на базовый функционал всей системы. Любые дополнения и улучшения – это «не их профиль». Вы остаетесь один на один с непонятным программным кодом, в котором не сможет разобраться никто. Даже сильные программисты и верстальщики говорят о том, что проще сделать с нуля (и дешевле), чем править за кем-то не пойми как созданный код.
К сожалению, оценить нужность предлагаемых услуг сможет только специалист. В качестве варианта для проверки подрядчика можете позвонить в несколько веб-студий конкурентов и показать свое техническое задание с вопросом «что скажете?». Если предлагаемые вам улучшения и дополнения действительно необходимы, то и конкуренты скажут об этом. В противном случае лучше оказаться от того, в чем вы не уверены и не разбираетесь, или спросить независимого эксперта.