Купит ли виртуальный бизнес реальный?
Интернет изменяет все вокруг. Прежде всего, революционные сдвиги происходят в управлении компаниями и технологии работы с поставщиками. Сделать заказ на дополнительную партию через сеть, чтобы как можно быстрее выполнить новый заказ покупателя, становится обычным делом для современных корпораций. Это позволяет снижать уровень складских запасов, что в свою очередь отражается на издержках производства.
Изменяя привычные способы ведения бизнеса, Интернет не терпит компромиссов, нарушая спокойствие многих еще недавно устойчивых субъектов бизнеса. К первым пострадавшим можно отнести дистрибуторские компании. Авиакомпании уже приступили к сокращению расходов на комиссию дилерам. Интернет позволяет продавать и более сложную продукцию, нежели авиабилеты. Производитель получает прямой выход на покупателя, который может заказывать товары с некоторыми модификациями. Этой особенностью уже пользуется Dell Computer. Через интерактивную сеть покупатели моделируют компьютер с необходимыми им характеристиками (объем памяти, CD-Rom менее или более скоростной, объем видеопамяти для игр или графических программ). Получив данные о цене компьютера, они делают заказ он-лайн. Dell мгновенно отправляет поставщикам заказы на комплектующие, собирает новый «оригинальный» компьютер и доставляет товар покупателю. Корпорации входят в период массового производства оригинальной продукции для конкретного покупателя.
Экономика США подошла к черте, когда для найма дополнительных работников придется увеличивать зарплату, что сразу скажется на уровне инфляции. Интернет стал спасательным кругом. Используя новые технологии, компании сокращают штаты, наращивая при этом объемы производства, что ведет к увеличению производительности труда – сильнейшему тормозу инфляции.
От макроэкономического влияния Интернета в первую очередь выигрывает переживающий крупнейший в истории бум фондовый рынок США. Инвесторы, заработав баснословные прибыли на росте акций компаний реальной экономики, сегодня вкладываются в акции hi-tech и интернет-компаний. Все внимание игроков виртуального казино NASDAQ (внебиржевой рынок акций высокотехнологичных компаний) приковано теперь к американскому сектору hi-tech. Именно владельцы интернет-компаний, превратившись из фанатов компьютерных технологий в удачливых бизнесменов, получат наибольшую выгоду от происходящих сегодня перемен. Уже подсчитано, что к концу 1999 года глобальная торговля по сети может достигнуть 111 млрд. долларов. Дальнейшие темпы роста будут только увеличиваться, и через три года объемы интернет-продаж превысят 1,3 трлн. долларов. Все эти безумные финансовые потоки будут обслуживать компании виртуального бизнеса.
Крупнейшие корпорации проглядели появление Интернет – огромного рынка с большими возможностями. Когда же они спохватились, выяснилось, что в этой нише уже успешно доминируют интернет-компании, которые постоянно поглощают друг друга, пытаясь занять как можно больше сетевых рынков. Тратя все средства на инвестиции, они несут убытки, для покрытия которых занимают средства на финансовых рынках. Чем выше у компании уровень убытков, тем больше она вложила средств и тем лучше у нее перспективы, за которые инвесторы готовы платить огромные деньги на бирже.
Другая причина того, что интернет-компании развиваются фактически «параллельно» с традиционным бизнесом – это гигантские расходы, необходимые для запуска собственной сетевой фирмы. Реальный сектор должен платить зарплату наличными, тогда как сетевые фирмы платят ее своими быстро растущими акциями. В США появились тысячи мультимиллионеров, владеющих акциями интернет-фирмы – своего работодателя. Среди них – управленцы, специалисты по компьютерам, секретари. Поэтому компаниям из традиционных секторов экономики чрезвычайно трудно переманить специалистов по компьютерным технологиям сетевого сектора, которым приходится предлагать очень высокую зарплату, тогда как интернет-компании, наоборот, с легкостью находят профессионалов на опционную зарплату. Интересно, что в районе Силиконовой долины цены на жилые дома растут и падают вслед за индексом NASDAQ с временным лагом в месяц-полтора.
Однако на этом неприятности реального сектора не заканчиваются. Ситуация вполне может начать развиваться в обратном направлении – впору говорить о том, что образованные год-два назад интернет-компании начнут вскоре скупать американские корпорации, чья история насчитывает не одно десятилетие. Ведь стоимость многих из них уже сопоставима. Американская интернет-компания Amazon.com стоит сегодня больше 27 млрд. долларов. Это заметно превышает рыночную капитализацию инвестиционного банка J.P. Morgan (21 млрд.) и более чем в три раза выше стоимости одной из ведущих авиастроительных компаний мира – Lockheed Martin.
Наиболее органичными приобретениями, например, для сетевых магазинов могли бы стать американские банки с развитой сетью филиалов и стабильным карточным бизнесом. Такой альянс способен резко увеличить прибыльность интернет-торговли. Ведь все клиенты банка автоматически становятся клиентами виртуального магазина, а инфраструктура кредитной организации может ускорить расчеты между покупателями и продавцами. Увеличивающиеся темпы роста сетевых фирм не оставляют сомнений, что в случае сохранения макроэкономических тенденций в американской экономике в самое ближайшее время интернет-компании могут начать массовую скупку реальных активов.