Как заказать сайт и потом не жалеть об этом (1)
Добрый день, уважаемые читатели!
Давайте знакомиться: я Алексей Антонов, веб-мастер из Хабаровска, основатель интернет-агентства «Дальвебстудия», занимаюсь разработкой веб-сайтов и их продвижением уже около 10 лет. Хотелось бы начать знакомство с актуальной темы: как заказать сайт и потом не жалеть об этом.
Допустим, вы начинающий предприниматель, разобрались с видом деятельности, зарегистрировались в налоговой, успели завести себе расчетный счет и онлайн-кассу. Даже если вид вашей деятельности не подразумевает онлайн-продажи, свой сайт иметь необходимо: ведь ни для кого не секрет, что сегодня отсутствие адреса сайта в контактных данных организации, где можно все посмотреть, а то и купить, не вставая с кресла, может увести клиента к конкурентам, у которых веб-сайт есть. Странички в социальных сетях делают свое дело: Instagram, Vkonakte, Facebook, Telegram – все это работает, местами эффективно, но без своего «Я» компании в интернете это как минимум не серьезно.
Даже у Почты России, библиотек, школ, детских садов, да что там – почти у каждой домохозяйки есть своя страничка в интернете, что уж говорить о предпринимателях: тут или ты на волне, или дальше торгуешь на рынке, пусть и в павильоне с пластиковыми окнами. Так что, если вы хотите быть актуальными и современными – повторюсь: сайт вам необходим. Нет, не для того, чтобы он просто был – такой подход ни нам, ни потенциальным клиентам не нужен априори.
Определились: вам нужен сайт. Куда пойти, куда податься? Начинаем вспоминать, у кого из друзей и партнеров есть сайты (местами даже неплохие), звоним -спрашиваем, сарафанное радио – действенная вещь.
Еще вариант – «погуглить»: там столько предложений, рынок забит желающими сделать вам сайт: от студентов на досках объявлений до «матерых» веб-студий с впечатляющим портфолио и неслабыми затратами на рекламу.
А может, самим? Тоже вариант, чего там: пару кнопок воткнуть и контакты запилить, сколько онлайн-конструкторов кругом, полное погружение в творчество и полет фантазии обеспечен, было бы время. Не зря же на инженера (педагога, переводчика, журналиста, нужное подчеркнуть) учились.
Я бы выбрал проверенную веб-студию. Для этого можно обратиться за отзывами к знакомым или к интернету, посмотреть интересующие вас работы, провести собственный анализ рынка. Пусть услуги профессионалов обойдутся не так дешево и сердито, как если бы вы все сделали сами (хотя ваше время тоже стоит денег) или отдали разработку студенту «за еду». С этими исполнителями, как правило, случается такая беда: даже если они все сделают в срок и аккуратно (а это бывает нечасто), велика вероятность, что потом, когда нужно будет продлить домен, зарегистрированный на исполнителя, или поправить что-нибудь на сайте, они просто теряются. О какой-либо долгосрочной поддержке речи быть не может: нет договора – нет обязательств.
Итак, исполнителя мы выбрали, далее идем по такой схеме: вы заполняете бриф (анкету, опросник), где указываете ключевые моменты будущего сайта «чего хочу – чего не хочу». Отталкиваясь от брифа, разработчик составляет техническое задание (ТЗ), где все должно быть прописано «от» и «до»: все «хотелки», пожелания, обязательные компоненты, технические особенности и т.д., и т.п., – обсуждаем его и согласовываем. Потом это ТЗ благополучно прикрепляем к договору, исполнитель выписывает счет, оплачиваем первый этап – и понеслась…
Стоп! Вот здесь собака и зарыта: качественно сформулированное ТЗ – это наше все! Тут, при хорошем раскладе, будет все понятно и заказчику, и исполнителю, такой своеобразный межпланетный контракт, где все разговаривают на одном языке.
Но также здесь можно и умолчать о неудобных для исполнителя моментах, которые все равно всплывут на поверхность и могут стать головной болью заказчика в будущем. На начальном этапе все чинно и цивильно, но, если там что-то было упущено из виду, это довольно быстро обнаружится и у вас появятся резонные вопросы, на которые ответом будет: «такого не было в техзадании, извините, следующий». Чтобы не оказаться в такой ситуации, нужно максимально точно, до мелочей, продумать, что вам нужно, и схематично представить каждую страницу сайта: вот здесь будет этот элемент, там форма обратной связи, тут логотип, там карта проезда – это называется прототипированием. И не стесняемся вписывать в ТЗ все остальное, что вы хотите в итоге на сайте увидеть. Прописать это все нужно точно и настолько структурированно, насколько возможно и даже больше. Сейчас мало прикрепить страничку с товарами-услугами к купленному доменному имени (тот самый мойсайт.ру), нужно, чтобы он был не «где-то там», а повыше в поисковиках, чтобы потенциальные клиенты легко находили, звонили и покупали ваши товары и услуги.
При разработке ТЗ кроме своих требований и желаний постарайтесь не забыть про тренды, точнее про стандарты, которые есть, действуют и уже закреплены в этой отрасли. Ведь сайтостроение – это синтез многих дисциплин (программирование, дизайн, иформационная безопасность, продвижение и т.п.) со своей историей и сложившимися критериями оценки.
КАК ПРИНИМАТЬ РАБОТУ. Есть довольно много тестов, систем аналитики и прочего, где вы можете проверить онлайн не только свой новенький, с иголочки, сайт (а можно и не очень новенький), но и проанализировать сайты конкурентов.
Не рекламы ради, но пользы для:
- https://pr-cy.ru/ – базовый анализ вашего готового сайта в плане поисковой оптимизации.
- https://developers.google.com/speed/pagespeed/insights/?hl=ru – тест скорости загрузки страниц от Google. После анализа выдаются конкретные рекомендации, где и как исправить ваш сайт, чтобы Google (и другие поисковики) не понижал его в рейтинге, ведь это все влияет на положение вашего сайта в поисковой выдаче. Есть аналогичный тест от Яндекса. Здесь поясню: несмотря на стандарты, у каждого поисковика свои требования, так что проверяться нужно и там, и там, сами ссылки на эти тесты без проблем находятся в этих же поисковиках.
- https://webmaster.yandex.ru/tools/microtest/ – тест микроразметки от Яндекса (микроразметка – это такие структурированные данные, метки на страницах сайта, помогающие выводить его в поисковой выдаче более качественно). Есть аналогичный (но не идентичный) тест от Google.
- https://validator.w3.org/ – проверка html-кода (верстки и языка разметки вашего сайта) на ошибки, тот самый законодатель мод, интернетовский ГОСТ и ISO в одном лице.
- https://app.upguard.com/webscan и https://observatory.mozilla.org/ – тесты на безопасность и не только.
Я предлагаю считать эту статью неким введением в тему. Пишите свои комментарии на эл. почту: master@dalweb.su или в редакцию – это поможет нам выбрать самые интересные для вас темы и осветить их в следующих выпусках.