“Тактика есть учение об использовании вооруженных сил в бою, а стратегия – учение об использовании боев в целях войны”

К. Клаузевиц “О войне”

Известное выражение известного военного стратега весьма компактно вписывается в социокультурное пространство России последнего десятилетия прошлого века и первых лет нового, когда, решившись на радикальные трансформации государственной системы и определив стратегические направления своего развития, страна продолжает проигрывать экономическую “войну”, хотя отдельные локальные “боевые действия” в этой войне можно считать вполне успешными.


Стратегия регионального развития

Анализ мирового опыта организационного развития показал, что:

• в условиях роста неопределенности наличие стратегии развития не является гарантией успеха, но стратегия придает менеджменту любого предприятия не только целенаправленность, но и целеустремленность;

• на предприятиях и территориях, не имеющих четко сформулированных стратегий, РАЗВИТИЕ ЭВОЛЮЦИОННО, там же, где есть стратегии, РАЗВИТИЕ РЕВОЛЮЦИОННО;

• успех сопутствует тем предприятиям и территориям, чьи стратегии направлены на активное использование внутреннего потенциала. Думаю, что вряд ли необходимо кому-то доказывать важность и целесообразность разработки стратегии, в нашем случае, регионального развития, но, конечно же, допускаю не только “революционные” подходы.

Ключевое слово РАЗВИТИЕ в словосочетании “РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ” территории предполагает качественные и количественные ИЗМЕНЕНИЯ деятельности любого субъекта хозяйствования, будь то персонально каждый российский гражданин или государство российское в целом. Совершенно ясно при этом, по крайней мере, для меня, что изменения в экономике, политике, культуре и других сферах деятельности начинаются с изменений в сознании гражданина независимо от его социального статуса.

Ушедший в прошлое 20-ый век в завершающей своей четверти продемонстрировал высочайшие темпы хозяйственной динамики и взрывного роста неопределенности мирохозяйственных процессов. Визуально это было продемонстрировано ранее в “Восточном базаре” (статья в «ВБ» 02/33, февраль 2001) в форме шкалы пространственного эволюционирования менеджмента в 20-ом веке, на которой зафиксированы 4 пространства, степень неопределенности в которых возрастает по мере развития от первого пространства к четвертому:

• Пространство 1 – “Менеджмент технологий”;

• Пространство 2 – “Маркетинг технологий”;

• Пространство 3 – “Технологии стратегического менеджмента”;

• Пространство 4 – “Технологии Менеджмента Всеобщего Качества”.

Характерные признаки и эффективные технологии каждого из перечисленных пространств управленческими консультантами и специалистами-практиками в основном относятся к предприятиям различных форм собственности, но по мере понимания нами процессов развития муниципальных образований (МО) все в большей степени эти технологии проецируются на пространства местного самоуправления. Именно поэтому в качестве основы для разработки стратегии развития муниципального образования и региона, на мой взгляд, может служить всестороннее исследование качества муниципального и регионального менеджмента, без оценки которого вряд ли можно выстроить эффективную стратегию.

Принимая решение о необходимости разработки стратегии РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, следует исходить из того, что отсутствие прописанной или, правильнее будет сказать, ОФОРМЛЕННОЙ стратегии развития совсем не означает того, что ее (стратегии) нет на самом деле, ибо деятельность любого субъекта хозяйствования не может существовать вне стратегических целей и стратегических направлений хозяйственной деятельности. Другое дело, что СТРАТЕГИЯ не оформлена и не обнародована, но это всего лишь свидетельство определенного уровня культуры управления и преимущественно авторитарного стиля руководства.

Разрабатывая стратегии развития, очень важно определить масштабы и содержание предстоящих ИЗМЕНЕНИЙ в системе управления регионом или муниципальным образованием. Масштаб изменений при этом напрямую зависит от амбиций территориального менеджмента. Практика выявления степени амбициозности муниципальных образований края продемонстрировала следующую картину предпочтений муниципальных менеджеров.

Как следует из таблицы “РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ”, не так много на фоне сторонников других видов изменений. К этому можно по разному относиться, но, на мой взгляд, для ситуации, в которой находится государство, явно недостаточно тех участников сессий проектирования, которые, по всей видимости, осознают, что сократить отставание от развитых стран мы сможем только при широком использовании РЕВОЛЮЦИОННЫХ технологий развития и что следует отдавать предпочтение преимущественно ИННОВАЦИОННЫМ проектам развития, тем более, что именно этот класс проектов может вызвать интерес у зарубежных инвесторов. Основной же процент респондентов предпочитает такие формы изменений, как РЕФОРМИРОВАНИЕ и РЕОРГАНИЗАЦИЯ, что свидетельствует о наличии стратегического разрыва в ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ, в нашем случае муниципальных и региональных менеджеров, о месте МО, региона, а следовательно, и России в рейтинговых таблицах эффективности и ВИДЕНИИ нового качества региона в стратегически обозримом будущем. Формирование ВИДЕНИЯ качественно новой архитектуры Приморского края представляет собой сложный процесс коммуникативных процедур на всех уровнях властной иерархии. Опыт подобного рода коммуникаций в муниципальных образованиях Приморского края в 2002 г., позволивший нам, что называется, “потрогать” разрывы в треугольнике ВЛАСТЬ-БИЗНЕС-НАСЕЛЕНИЕ, дает мне все основания для того, чтобы отстаивать следующее утверждение: “Стратегия – это в первую очередь искусство поиска компромиссов посредством перманентной коммуникации”.

Сложность практической реализации данного утверждения состоит в том, что пока еще в российском государстве мало освоены демократические методы управления в силу их большей, по отношению к другим методам, сложности и недостаточной для настоящего периода развития государства культуры управления в обществе. Вместо того чтобы выделить время на подготовку управленческих решений, связанных с революционными и нереволюционными ИЗМЕНЕНИЯМИ на предприятии или территории, детально проговаривая это с сотрудниками и гражданами, мы, по обыкновению, спешим, поручая подготовку наиболее важных управленческих разработок сторонним организациям или личностям. В нашем случае речь идет и о разработке проектов, стратегий, сценариев, программ и других аналогичных документов, имеющих важное значение для любого предприятия, региона, государства. Поэтому и продолжается практика “КУПЛИ-ПРОДАЖИ” стратегий, проектов, программ развития территории, исполненных проектными институтами, вузами, отдельными специалистами. Однако, даже отдавая должное таким разработкам, исполненным весьма профессионально, заказчики по-прежнему не понимают того, что “разработанные, даже самым умным “дядей”, стратегия, проект или программа не будут реализованы, потому что в этой работе не участвовали те, кто будет эту стратегию, проект, программу претворять в жизнь”. Увы, пока понимания, что это не теоретический изыск нет, хотя мировая практика освоения управленческих инноваций свидетельствует о том, что несоблюдение этого правила приводит к тому, что на этапе исполнения почти все стратегии, разработанные кем-то, терпят крах.

Итак, я настаиваю на том, что российская практика перманентного наступания на “грабли” в виде узурпирования научными коллективами и отдельными специалистами права на проектирование жизни жителей территории (а любая стратегия социокультурного развития это и есть проектирование жизни тех, кто чаще всего отстранен от этой деятельности) должна уйти в историю. Если этого не произойдет, то ничего существенного в нашем хозяйственном механизме не изменится. Пришла пора разрабатывать стратегию регионального развития ПО-ДРУГОМУ.

В условиях постоянно возрастающей динамики темпов мирового экономического развития и спонтанного (дискретного) освоения технологий поддержания и развития жизнедеятельности населения Приморского края в режиме НЕСТАБИЛЬНОСТИ и перманентных флуктуаций макросреды цивилизованные изменения возможны при условии понимания гражданами (населением территорий, сотрудниками предприятий) следующих утверждений:

Утверждение 1: изменение есть СРЕДСТВО достижения Цели.

Утверждение 2: без закрепления в Законе этих СРЕДСТВ изменения невозможны. Каждый шаг изменений должен быть узаконен.

Утверждение 3: о предстоящих переменах надо объявить и не отступать от них. За изменения надо платить.

Утверждение 4: изменения касаются всех, но в первую очередь топ-менеджеров.

Исходя из этих утверждений, формируется новая позиция Разработчика Стратегии регионального развития и появляются НОВЫЕ, претендующие на ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ, установки:

1. Стратеги, проектировщики, конструкторы, технологи, менеджеры, рабочие действуют как одна Команда, работающая на конечный результат в виде ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, реализованной на территории Приморского края.

2. Концепции, стратегии, проекты, программы, сценарии, планы – не догма, не икона, а инструменты, с помощью которых оперативно управляется ритм (темп, скорость) движения и стратегически меняется курс.

3. Развитие, основанное на изменениях, не может быть устойчивым, и эта неустойчивость должна присутствовать в логике РАЗРАБОТЧИКА.

4. На смену индивидуальному РАЗРАБОТЧИКУ должен прийти командный РАЗРАБОТЧИК.

5. Качество стратегии проверяется ее РЕАЛИЗАЦИЕЙ. С учетом изложенного выше и в полном соответствии с логикой существующего иерархического построения системы государственного управления формирование стратегии регионального развития возможно при понимании наличия следующей ИЕРАРХИИ СТРАТЕГИЙ на основе вертикали власти.

1.Первый (Высший) уровень управления территорией – СТРАТЕГИЯ губернатора Приморского края.

Губернатор делает заказ сторонней организации, известному специалисту, который разрабатывает СТРАТЕГИЮ развития, а ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ, властных полномочий и уровня сложившейся на территории Приморского края культуры управления достаточно для того, чтобы РЕАЛИЗОВАТЬ эту стратегию.

П р и м е р. Чили, Генерал А. Пиночет, жестко реализовавший стратегию оздоровления государства, предложенную Милтоном Фридманом, ставшим впоследствии нобелевским лауреатом.

Д о с т о и н с т в о. Наличие высокого качества документов в виде СТРАТЕГИИ развития и железной воли Руководителя государства.

Н е д о с т а т о к. Невовлеченность в процесс разработки аппарата Администрации, бизнеса и населения и отсутствие ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ибо она вся на Руководителе. С изменением формы правления в экономике Чили в последующем вновь возникли кризисные явления.

2. Второй уровень управления территорией – СТРАТЕГИЯ Команды “Белого дома”, т.е. Администрации Приморского края.

Губернатор, его заместители, руководители Департаментов разрабатывают свой вариант стратегии развития Приморского края – СТРАТЕГИЮ Команды “Белого дома”. Крупные и известные специалисты Приморского края выступают МЕТОДОЛОГАМИ и КОНСУЛЬТАНТАМИ по отдельным вопросам.

П р и м е р. Ярких исторических примеров нет, потому что для такой сложной работы необходимо радикально изменить ментальность чиновников, перестроить Систему Управления и поставить перед собой амбициозные цели. Достоинство. Появляется группа людей, заинтересованных в реализации того, что сами разрабатывали и за что несут ответственность.

Н е д о с т а т о к. Невовлеченость в процесс разработки бизнеса населения, что при сложившемся отношении недоверия у бизнеса к Высшей власти и образу “коррумпированного чиновничества” у населения вызовет отторжение, а если не отторжение, то пассивное отношение (и еще не известно, что хуже) к любой стратегии.

3. Третий уровень управления территорией – СТРАТЕГИЯ Команды Приморского края, в которую кроме высших менеджеров Администрации Приморского края входит ЗАКС, БИЗНЕС, НАСЕЛЕНИЕ.

Схема разработки Стратегии развития в этом случае следующая:

П р и м е р. Вариант разработки стратегии развития г. Санкт-Петербурга.

Д о с т о и н с т в о. В процессе разработки формируется Команда Приморского края, уточняются и проговариваются детали СОТРУДНИЧЕСТВА, закладываются механизмы реализации, минимизируются стратегические разрывы в треугольнике ВЛАСТЬ – БИЗНЕС – НАСЕЛЕНИЕ и, самое главное, определяются МЕНЕДЖЕРЫ, которые будут реализовывать эту стратегию

Н е д о с т а т к и. Трудозатраты на этапе разработки.

Послесловие. Поиск наиболее эффективных подходов к разработке Стратегий развития территории требует организации коллективной мыследеятельности широкого круга теоретиков и практиков. Комитет регионального развития Администрации Приморского края намерен практиковать широкий интеллектуальный обмен в контексте проблем регионального развития на страницах журнала “Восточный базар”, на “Круглых столах”, на научно-практических конференциях, семинарах и других коммуникационных площадках. Это необходимо делать по разным основаниям, но на одно из них я бы обратил внимание – Современные стратегии предприятий должны базироваться не столько на познании внешних возможностей и опасностей, сколько на познании и РАЗВИТИИ ВНУТРЕННЕГО потенциала предприятий, МО, регионов.

Поэтому, если нам с Вами удастся выстроить менеджмент любого субъекта хозяйствования и в первую очередь менеджмент территории таким образом, что этот внутренний потенциал получит максимальное выражение и востребованность, то у нас есть ШАНС жить много достойней,чем сегодня.

До встречи в мартовском номере.



Добавить комментарий

Войти через соцсети