Стратегия регионального развития
Продолжая размышлять над содержанием темы регионального развития, я хочу предложить вниманию читателей несколько утверждений, без учета которых не могут быть ликвидированы СТРАТЕГИЧЕСКИЕ разрывы пока “Бермудского треугольника”.
Динамика и турбулентность происходящих в мире изменений способствуют значительным изменениям в теории и практике управления. Можно предположить, что подобные же изменения будут происходить в категориях и смыслах, вкладываемых в содержание понятия стратегии, в разные времена – от китайских стратагем до формулировок современных авторов. Одна из возможных версий в современных условиях: СТРАТЕГИЯ – это технология согласования интересов различных групп в зависимости от изменения ситуации. И утверждение о том, что стратегия не столько текст или схема, сколько деятельность на результат, которая проявляется в разных ситуациях по-разному, также имеет свои основания жить.
Другое дело, что вопрос о стратегии – это еще и вопрос поиска объекта или предмета деятельности, на котором сойдутся фокусы интересов различных субъектов хозяйственной деятельности. И вполне возможно, что таких предметов несколько и в этом случае нам вновь придется обратиться к содержанию стратегического мышления и логике реального стратегического действия, позволяющего совершить прорыв на качественно новый плацдарм, зацепившись за который можно подтянуть т. н. “основные силы” и его расширить. И это, фактически, бесконечный процесс любого развития.
Совокупность групп условий, формирующих БИЗНЕС-КЛИМАТ |
Экспертная оценка |
Условия факторов производства, их качества и степени специализации: |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | • Природные ресурсы | + | • Человеческие ресурсы | + | • Финансовые ресурсы | + | • Физическая инфраструктура | + | • Административная инфраструктура | + | • Информационная инфраструктура | + | • Научно-исследовательский потенциал | + |
Условия для конкуренции и стратегического развития: |
• Инвестиционный климат и политика регион-х властей; | + | • Наличие конкурентов и свобода конкуренции | + |
Условия спроса: |
• Наличие требовательных местных ПОТРЕБИТЕЛЕЙ | + | • Наличие уникальных потребностей у КЛИЕНТОВ | + | • Специализированный спрос на продукцию или услуги территориального предприятия, которая может быть востребована на глобальном рынке | + |
Связанные или поддерживающие отрасли: |
• Наличие квалифицированных поставщиков; | + | • Наличие конкурентоспособных, связанных отраслей. | + |
Р А З Д Е Л 1
Утверждения и Бизнес-климат
У т в е р ж д е н и е 1. Благосостояние территории зависит от уровня ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ, расположенных на территории СУБЪЕКТОВ хозяйствования.
У т в е р ж д е н и е 2. Не стоит бить себя в грудь и хвастать ресурсным потенциалом, гораздо важнее сегодня посредством эффективного менеджмента быстро адаптировать имеющиеся ресурсы, а также привлекать и создавать новые.
У т в е р ж д е н и е 3. Генеральная проблема – разрывы между интересами субъектов Приморского края БИЗНЕС – ВЛАСТЬ – НАСЕЛЕНИЕ и как следствие – НЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ территории. Генеральная цель – преодолеть разрывы между интересами субъектов Приморского края в цепи БИЗНЕС – ВЛАСТЬ – НАСЕЛЕНИЕ и значительное повышение КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ территории.
У т в е р ж д е н и е 4. Повысить конкурентоспособность территориального бизнеса можно через разработку СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ.
У т в е р ж д е н и е 5. Существующие Программы социально-экономического развития в большинстве своем (почти абсолютном) декларативны и содержат в основе своей не очень точные цифры бюджета, почти политические заявления о ресурсном потенциале российских территорий, и некоторые перспективы развития.
Как правило, такие программы создаются для того, чтобы обосновать возможность получения средств на так называемые федеральные программы, финансируемые из федерального бюджета. Как правило, такие программы разрабатываются сверху и эта технология в изменившейся модели хозяйствования неэффективна.
У т в е р ж д е н и е 6. Программы социально-экономического развития территорий должны разрабатываться во-первых, на основе СТРАТЕГИИ, во – вторых, СВЕРХУ и СНИЗУ.
По отношению к Приморскому краю Программа развития – это суперпозиция программ 34-х Муниципальных образований края и программ федерального, окружного, краевого уровней.
У т в е р ж д е н и е 7. Основой конкурентоспособности региона является БИЗНЕС-КЛИМАТ (инвестиционный климат).
БЛОК-СХЕМА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Примечание1: Три базовых БЛОКА составляют то, что можно назвать СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМОЙ Приморского края.
Примечание 2: Количество БЛОКОВ увеличилось до 6-и и это предполагает дополнительное стратегическое усилие общества в связи с сохраняющимся отставанием в темпах развития от т. н. экономически развитых государств мира.
Р А З Д Е Л 2
Формула стратегии и блок-схемы разработки стратегии
Таким образом, ФОРМУЛА Стратегии Повышения Конкурентоспособности Приморского края включает в себя последовательно следующие слагаемые:
1.Стратегия Повышения Конкурентоспособности Стратегических Экономических Субъектов Приморского края (основана на росте производительности труда и качестве трудовых ресурсов + качество капитала).
2.Стратегия Повышения Конкурентоспособности Муниципальных Образований Приморского края (основана на повышении качества менеджмента МО).
3.Стратегия Повышения Конкурентоспособности Отраслей хозяйственного комплекса Приморского края (основана на продвижении в отечественное и международное хозяйство инновационных технологий).
4.Стратегия Международного сотрудничества (основана на использовании проектов международного сотрудничества – проекты “Туманган”, “РКИК”, “ПТЭК”, “Сахалинские проекты” и т. д.).
5.Стратегия повышения конкурентоспособности товаров в крае (отраслевой аспект).
Две следующие Блок-схемы разработки стратегии развития (вариант 1 и вариант 2) отличаются содержанием БЛОКОВ – оснований для конкурентоспособности и могут быть использованы на практике в зависимости от ситуации и возможностей СТРАТЕГА.
Р А З Д Е Л 3
Логика реализации, стратегические разрывы, отбор СЭС и стратегический анализ
1. Отбор СЭС на основе следующих критериев:
• существующий и потенциальный объем продаж;
• количество и потенциал создания рабочих мест;
• потребление ресурсов региона;
• влияние на связанные отрасли;
• поддержка социальной инфраструктуры.
Что делать?
• активизировать инновационные процессы и максимально включать в процесс разработки стратегии менеджмент и ключевых сотрудников предприятия;
• разработать стратегии развития СЭС;
• разработать систему индикаторов эффективности;
• построить финансовые прогнозы;
• что-то еще.
2. Стратегический анализ бизнес-климата включает в себя:
• анализ наличия и качества ресурсов;
• анализ наличия и эффективности предприятий;
• анализ инвестиционного климата и текущей политики администрации региона;
• анализ состояния и качества спроса;
• Определение региональных кластеров, анализ причин их возникновения и факторов, влияющих на развитие.
Примечание: По результатам анализа бизнес-климата определяется ВИДЕНИЕ НОВОГО бизнес-климата и разрабатываются меры по его совершенствованию.
3. Повышение эффективности территориального менеджмента включает в себя:
• анализ существующих целевых групп потребителей Администрации края (предприятия, Федеральное правительство, округ, муниципальные образования и т. д.);
• анализ целей, задач, функций Администрации по отношению к целевым группам потребителей;
• анализ Системы Управления и ключевых бизнес-процессов Администрации края;
• разработка новых технологий территориального менеджмента и их освоение.
И последнее. В процессе реализации стратегии по мере изменения КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ региона происходит изменение его стратегической позиции. Это необходимо учесть, проектируя механизм реализации стратегии.