Зачем нужна стратегия?
Часть 1
В последнее время ко мне все чаще обращаются руководители, потерявшие стратегическое видение развития собственного бизнеса. При этом компаниям может быть по 10-15 лет. В чем причина? Ответ прост. Первичный приоритет смещен в сторону оперативного управления. Стратегический характер действий либо утерян, либо практически не развит, либо на него нет времени.
У многих сложился стереотип: cтратегия – это что-то оторванное от реальности, неконкретное, сложное по реализации, громоздкое. Очень часто владелец компании держит стратегию развития у себя в голове, иногда она присутствует также в головах топ-менеджеров компании. И часто она существует в разрозненном виде. Иногда руководитель принимает решения на основе интуиции.
Бизнес без стратегии – как путешествие без карты. Добраться можно, кому-то удается, но если и получится, то с большими усилиями и позднее. Отсутствие четкой, прописанной стратегии – тоже стратегия.
Стратегия – четкое представление о результатах, к которым нужно прийти, ресурсах, которые для этого необходимы и отношениях с клиентами, конкурентами и другими участниками внешней среды.
Есть несколько ответов на вопрос: зачем нужна стратегия предприятию?
Во-первых, она согласует представление о стратегическом развитии бизнеса как самого владельца, так и его ключевых сотрудников. Если владельцев бизнеса несколько, то стратегия помогает найти общие представления о развитии бизнеса.
Во-вторых, наличие стратегии расставляет приоритеты в развитии бизнеса и в его функционировании.
В-третьих, стратегия предприятия определяет те направления бизнеса, в которые необходимо инвестировать, и которые дадут наибольшую отдачу.
В-четвертых, правильно написанная стратегия предприятия является основой для составления необходимых процедур и описания бизнес-процессов в компании.
В-пятых, она позволяет делегировать ответственность на более низкие уровни управления и таким образом передавать оперативное управление как можно ниже, оставляя руководителям больше свободного времени для решения стратегических задач.
В-шестых, стратегия позволяет составить эффективную структуру организации и не позволит раздувать второстепенные подразделения.
В-седьмых, компания с написанной стратегией становится более привлекательной на рынке – как для инвесторов, так и для партнеров, а также для сотрудников.
Вывод: написанная стратегия предприятия позволяет согласовать взгляды собственников и сотрудников, выделить приоритеты и сделать компанию более привлекательной.
- Какие стратегии нужно учитывать?
- Корпоративная (общая для всей компании)
- Бизнес-стратегия (развитие отдельного бизнес-направления)
- Функциональная (стратегия в определенной сфере действия: производство, финансы, маркетинг…)
- Продуктовая (укладывается в рамки бизнес-стратегии)
О том, как разработать стратегию – читайте в следующем номере