Время собирать инновации
Наступивший кризис обнажил все проблемы развития промышленного производства в России. Нежелание отечественных инвесторов вкладывать в «реальный сектор» экономики привел к полному краху бумажного инвестирования. Предприимчивость, основанная на перепродаже продукции и продаже сырьевых богатств России, которая в подавляющем большинстве таковой и является, не могла привести к оживлению производства и подъему экономики.
Самая важная стратегическая задача, стоящая сегодня перед нашей страной, – прекратить экспорт сырья и энергоносителей и стать экспортером современной промышленной продукции. Механизмы реструктуризации экономики и разрешения этих вопросов отработаны, и не только в США, Японии, Германии, но и в Южной Корее, Китае и даже в таких странах как Индонезия и Малайзия. А где же место России в этом стремительно изменяющемся мире? Оказавшись в бездне проблем, находясь на последней грани безнадежности, еще недавно великая Россия снова не получает от истории права на эволюцию.
И потому вступает в XXI век, далеко не изжив еще коммунистического мышления своих граждан, еще путаясь в сетях отмирающей советской государственной системы. Отсюда и отсутствие выверенной бюджетной политики, и противоречивая законодательная база, и несовершенная и бездействующая система налогообложения, а главное полное отсутствие государственной политики в области внедрения инновационных технологий.
Предприимчивость производителя на настоящем этапе требует подходов иного уровня. С чего начинать нам, если цивилизованные страны АТР, чей опыт особенно ценен для предпринимателей Дальнего Востока России, создают уже адаптивные производственные системы нового поколения, которые еще совсем недавно существовали только в теории?
Ученые и бизнесмены разных стран, менеджеры и эксперты пытаются понять механизм нововведений. Все очевиднее становится, что успехи любой фирмы во многом определяются стратегией, при формировании которой на первый план выдвигаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) и диверсификации, т.е. проникновение в новые для фирмы сферы бизнеса. Отработанные механизмы разрешения этих проблем существуют во всех цивилизованных странах, где мир нововведений охватывает все сферы жизнедеятельности.
Только поняв причину успехов своих коллег по Азиатско-Тихоокеанскому региону, где производственные системы нового поколения работают в режиме так называемого нововведенческого конвейера, предприниматели России смогут вывести отечественные предприятия в рабочий режим из вынужденного полу-работающего состояния. Сегодня в мире сложилась целая наука – инноватика, внутри которой появились относительно самостоятельные направления: инновационные организации; выработка инновационных решений; приспособление инноваций к человеческим потребностям; адаптация человека к инновациям; распространение инноваций: формирование новшеств; сопротивление инновациям и т.д. Однако в нашей стране изучены пока лишь частные аспекты теории и практики нововведений.
Нововведения, по существу, и должны стать основной стратегией предпринимателя, для которого главная задача – решать проблемы потребителей с помощью новых идей. Поэтому в предстоящей огромной работе предстоит научиться смотреть на вещи по-новому, мыслить иначе. Для создания условий скорейшего выхода Российских предприятий из кризиса необходимо подготовить ряд предпосылок:
Во-первых, создание оптимальных условий для реализации инновационных стратегий, координации усилий предпринимателей, ученых, изобретателей и финансистов в области внедрения передовых технологий.
Во-вторых, ориентация на инновационные процессы и нововведения: с предоставлением полной информации, возможности аккумулировать знания, развивать творческий потенциал менеджеров всех уровней, одновременно предоставляя им полномочия и повышая ответственность, что поставит в центр управленческого внимания фигуру новатора, изобретателя, рационализатора.
В-третьих, поворот стратегии менеджмента к формированию новых моральных ценностей, разделяемых всем персоналом предприятия. В-четвертых, продуманная стратегия использования «человеческих ресурсов» с учетом быстро изменяющихся рыночных условий: это поиск новых кадров и тщательный их отбор, а главное, механизм приспособления собственных кадровых ресурсов к новым требованиям через обучение и перестройку.
В-пятых, создание возможностей для повышения и изменения квалификации всех участвующих в производстве, от директора до последнего исполнителя, что приведет к непрерывному самосовершенствованию в условиях нововведенческого конвейера .
В-шестых, создание имиджа Предприятия, предполагающего создание атмосферы ожидания через изменения, через нововведения, влияние лидеров на формирование культурно-этических норм производства как уважительного и доверительного отношения к индивиду.
Задача ускорения внедрения нововведений предполагает устранение причин противодействия своевременным и адекватным новшествам на каждой стадии их продвижения. Изменение этих условий , а за ними и определенных психологических установок – процесс наиболее сложный, а в социальном отношении и энергоемкий. Поэтому недостаточно издания того или иного указа, распоряжения, инструкции и пр., реформы, несущие глубинные нововведения в жизнь общества, «буксуют» и по другим причинам.
Слова – «обновление», «новизна», «новшество», «нововведение» – несут в себе не только достижения и удачи, но и противоречия, и тревогу. Так, предприятия, целые отрасли вроде и были заинтересованы в быстрейшем освоении технологических новшеств, но в то же время большинство изобретений не применялось вообще, либо внедрялось только один раз. Где корни неприятия нововведений? Дело не в том, чтобы «навесить» компьютеризированные, автоматизированные информационные системы на существующие традиционные технологические процессы и формы управления, а в том, чтобы радикально изменить технологию, структуру производства и управления. А это не всегда согласуется с текущими задачами предприятия. Научно-технический прогресс в рамках конкретного предприятия ориентирован главным образом на снижение совокупных затрат производственных процессов. На наш взгляд , дело не только в несовершенстве методики расчетов и допускаемых на практике отклонениях от нее вследствие недостаточности контроля. Предпринимателям сейчас не столько не хватает расчетов, показателей и стимулов их выполнения, сколько возможностей реализовать свои экономические и социальные интересы. Нашему управлению надо учиться работать с мотивацией, а не с отчетностью, воздействовать и управлять через интересы людей. Необходимо искать способы соединить индивидуальные интересы и государственные с общественными – в этом суть нововведений в управлении. Огромные различия в региональных условиях, в возможностях резервов конкретных фирм, корпораций (кадровые, материальные, ресурсные и т.д.) – все должно учитываться в процессе управляемости.
Конечно, чужой опыт не универсален. Поскольку предпринимательство по существу представляет собой искусство мыслительной деятельности и последующих практических действий, но совершенствование степени владения этим видом искусства безграничны. Научится этому искусству самим и научить других, краеугольная задача современного менеджмента. Поставить это искусство на службу инновационному развитию общества и производства стратегическая задача российского предпринимательства.