Строительные организации: тернистый путь к истинному качеству через внедрение международных стандартов ИСО 9000

В последние годы на рынке предприятий строительной индустрии произошли и происходят серьезные изменения. Если в доперестроечной России строительные предприятия практически на 70 – 80% представляли собой крупные государственные образования со стабильным финансовым состоянием, где в качестве основного Заказчика выступало Государство, то сегодня выделились организации, осуществляющие функцию “генерального подрядчика”, организации, работающие в области проектирования, строительно-монтажные предприятия, предприятия-изготовители материалов и комплектующих для строительства и целый ряд мелких организаций, осуществляющих ремонтные и отделочные работы. Такая кардинальная реструктуризация организаций и предприятий строительной отрасли не могла не отразиться на основных показателях качества выпускаемой продукции. Если в “застойные” времена организационно-структурные схемы крупных строительных объединений регламентировались со стороны государства целым рядом нормативных документов, то сейчас любая вновь созданная организация вынуждена создавать свою собственную, в большей степени (по мнению директора или учредителей) соответствующую своим целям и принципам организационную структуру. Но высшим руководством этих организации чаще всего не уделяется должного внимания такому важнейшему аспекту, как “конкурентоспособность” выпускаемой продукции, что эквивалентно уровню жизнеспособности организации в условиях рыночной экономики (тем более, рыночной экономики России).

Руководители вновь созданных строительных предприятий имеют весьма отдаленное представление о методах решения вопросов оптимизации структуры организации и, тем более, о системах менеджмента, существование которых предопределено фактом создания и функционирования самостоятельной организации или предприятия.

Наличие единого заказчика в лице Государства однозначно предполагало присутствие какого-либо образования, обеспечивающего функции контроля за процессом строительства и окончательной приемки объекта (Госприемка, и т. д.), а это в конечном итоге вылилось в факт самоустранения системы технического контроля на большинстве предприятий строительной отрасли за исключением “контроля мастера”. Такое положение дел влекло за собой массу несоответствий, которые выявлялись в ходе окончательной приемки объекта и устранялись в самые короткие сроки любыми, подчас не особенно “чистыми” способами. Лозунг “сдать объект любой ценой!” был достаточно популярным, а это отнюдь не способствовало улучшению качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг.

Сегодня на рынке строительной индустрии появилось достаточно большое количество потребителей и инвесторов, в том числе и зарубежных, являющихся собственниками и требующих от предприятий-поставщиков серьезных и долгосрочных гарантий качества производимой продукции. Наиболее приемлемым, на сегодняшний день, способом решения данного вопроса для предприятия является разработка, внедрение и обеспечение функционирования системы менеджмента качества в соответствии с требованиями Российских и Международных стандартов ИСО серии 9000. Но, начиная идти по этому пути, каждый руководитель должен четко осознать прежде всего ту роль, которую он лично будет играть в этом процессе и масштабы преобразований, которые необходимо реализовать, чтобы получить необратимый положительный эффект.

Анализируя опыт, накопленный экспертами и инженерами ДВРЦ- СЕНТЭСК, можно сформулировать ряд проблем, с которыми сталкиваются коллективы строительных предприятий в процессе выполнения поставленных задач.

Во-первых, исходя из того, что ранее существовавшая многоступенчатая система контроля за качеством строительства: технический надзор заказчика, авторский надзор и т. д. канула в Лету, современной организации как в лице высшего руководства, так и всего персонала, участвующего в бизнес-процессе, необходимо понять, что заработную плату платит не босс, не конкретный руководитель, а их непосредственный заказчик; и от того, насколько будут удовлетворены его требования и пожелания, зависит общий уровень финансового состояния организации, а значит и благосостояние каждого ее работника.

Во-вторых, строительные организации, функционирующие в рамках Российского рынка, в большинстве своем используют старые нормативные документы, требующие актуализации и внесения соответствующих изменений. А в некоторых организациях отсутствует даже необходимый комплект документов, регламентирующих внутреннюю систему менеджмента (должностные инструкции, положения о подразделениях, стандарты предприятия, регламентирующие взаимоотношения между структурными подразделениями). Отсутствие этих документов крайне негативно отражается на психологическом климате, важнейшим аспектом стабильности которого является четкое распределение и закрепление ответственности и полномочий каждого работника, от директора до непосредственного исполнителя на объекте.

В-третьих, в настоящее время, когда заказчиком являются в большинстве случаев различные коммерческие структуры, банки, отдельные физические лица, вопрос качества стал во главу угла. Но так как в ряде случаев у заказчика отсутствует возможность достаточно квалифицированно сформулировать свои требования и пожелания, эта задача ложится на плечи исполнителя, и от того, насколько качественно и квалифицированно пожелания заказчика переведены на язык технических требований, зависит последующее качество проекта, затем качество построенного объекта строительства и, в конечном счете, степень удовлетворенности потребителя. То есть решение проблемы постоянного улучшения качества маркетинговых исследований и проектных работ в строительстве является одним из важнейших аспектов конкурентоспособности строительной организации.

Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что письма Госстроя России от 01.06.99 № АТ- 1863/6, от 22.10.99 № АМ-3654/6, разработка комплекта Рекомендаций по внедрению стандартов ИСО серии 9000 Специализированным экспертным базовым Центром ЦНИОпроект- ИНВЕСТ, являются важнейшим и весьма своевременным шагом на этапе разработки и внедрения в строительных организациях систем менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000. Сегодня просто необходимо, чтобы каждый руководитель и коллектив понял и осознал то, что только через систему менеджмента качества, интегрированную с общей системой менеджмента организации, построенную на базе МС ИСО 9000, они смогут повысить конкурентоспособность своей фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Только следуя по этому пути, они смогут создать фирму с оптимальной организационной структурой, с четким распределением ответственности и полномочий, избежать потерь, связан- ных с устранением возникающих несоответствий, увеличить прибыль предприятия и добиться главного – изменить психологию персонала, когда качественное выполнение своих обязанностей должно стать своего рода девизом каждого работника фирмы.

Наличие в организации сертифицированной системы менеджмента качества, созданной в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000, является гарантом качества ее продукции, свидетельствует о высоком уровне культуры построения финансово-хозяйственного и производственного механизма внутри организации, создает ей международный авторитет и признание. Но все это становится необратимым и наиболее продуктивным только в том случае, когда высшее руководство фирмы расставляет приоритеты так, как я попытался изложить в контексте этой статьи, т.е. первичная цель – оптимизация и упорядочение организационных аспектов фирмы, создание внутренней инфраструктуры и психологического климата, где принцип: “Качественное выполнение своих обязанностей – дело каждого сотрудника” принят и понят всеми или большинством работников. И лишь вторичной целью является получение сертификата на систему качества.



Добавить комментарий

Войти через соцсети