Денег катастрофически не хватает всем. И бедным и богатым. Бедным – потому что мало зарабатывают. Богатым – потому что много тратят. Советовать бедным, как зарабатывать больше – дело скучное. Самый остроумный совет на эту тему уже предложил Ж.-П. Гетти: «Вставайте рано. Ложитесь поздно. Работайте много. Найдите нефть». В нашей стране всю нефть уже кто-то нашел, поэтому придется ограничиться первыми тремя видами деятельности. Гораздо более благодарное дело – советовать богатым, как меньше тратить.


Советы богатым: как стать еще богаче

Богатые люди! Оглядите свои жилища, убежища, гаражи, автомобили, катера и самолеты. Все эти объекты недвижимости просто набиты АБВ – Абсолютно Бесполезными Вещами.

Все эти вещи добротные, качественные, престижные и, как правило, абсолютно ненужные. Беда еще и в том, что они, естественно, очень дорогие. Самое же обидное, что при их покупке от 30 до 90% средств просто выбрасывается на ветер. Этими деньгами оплачиваются инициативы продавцов и производителей по созданию имиджа добротности, качества и престижности. Продаваемая за 98 евро хлопчатобумажная футболка от великого кутюрье обходится продавцу в 2 евро с учетом доставки к месту продажи. Остальные 96 идут на отливку и укладку в нашу голову пули о том, что мы купили товар не просто от великого кутюрье, а от Великого Кутюрье. Нет, даже не так – ОТ ВЕЛИКОГО КУТЮРЬЕ !

Мой приятель Фред живет в Сиэттле, работает менеджером крупного универмага, имеет несколько домов на побережье, несколько миллионов долларов на пенсионном счете, примерно столько же вложено в акции крупнейших паевых фондов. Есть у него и слабость – одноместный реактивный самолетик DB-5, на котором он по четвергам после работы крутит фигуры высшего пилотажа. После моих настоятельных просьб Фред как-то вечером преподал мне урок, который мы с ним потом еще неоднократно обсуждали.

«Как тратить деньги по-американски» с комментариями по-русски

  1. Все покупки и другие траты необходимо заблаговременно планировать.Некоторые крупные системы супермаркетов в качестве сувенира предлагают своим посетителям специальный блокнот – «планировщик покупок». Форма, предлагаемая для записей, в некоторых из них более удачна, в некоторых – менее. Однако не в форме дело. Очень важен принцип. Все будущие покупки и другие траты планируются, и планы эти записываются. Все траты планируются заблаговременно. Планируется число, когда будет совершена покупка, место, где она будет совершена, и ее стоимость. Главная задача планирования времени, места и цены – избежать случайных, импульсивных покупок, потому что, как правило, импульсивно покупаются Абсолютно Бесполезные Вещи. И еще: очень важно планировать цену. Это позволит, отправляясь в магазин, взять с собой столько денег, сколько необходимо только на запланированные покупки, а оставленные дома средства останутся в целости.
  2. Покупать необходимо в оптовых и мелкооптовых предприятиях торговли. Человек возвращается с работы, ставит автомобиль на стоянку, заходит в расположенный по дороге к дому магазинчик, берет бутылочку холодного пива, усталый и довольный приходит домой, садится к телевизору…

    В этой картине все здорово, кроме торговой точки, где совершена покупка. Купленная по дороге к дому бутылка пива обойдется на 10% дороже той, которую можно заранее купить в супермаркете, или на 25% дороже той, которую можно взять на оптовом рынке.

  3. Всегда ведите переговоры с продавцом о возможной скидке по любому основанию. Другой мой приятель (российский) еще в благословенные времена застоя случайно и на очень короткое время оказался в одной из западноевропейских столиц. В универмаге, где на всех товарах висят ценники, где НИКТО и НИКОГДА не торгуется, в непраздничный день и при приличном скоплении покупателей, он получил СКИДКУ на 15%, покупая маме в подарок кожаную сумочку. Я не знаю, что он в тот раз говорил продавцу, но после этого случая он ВСЕГДА и ВЕЗДЕ торгуется. На мой вопрос об этом случае ответил, что, когда он покупал сумку, ему деваться было некуда – денег на нее без скидки не хватало. Именно тогда он понял, что торговаться НЕ СТЫДНО, а очень весело.

    Порадуйте себя! Это весело! Заведите разговор с продавцом о том, что Вы слышали, будто у них в магазине на прошлой неделе были скидки к празднику, но Вы, к сожалению, не успели к ним заехать. Придумайте еще какую-нибудь глупость, главное – разговорите продавца, кассира, менеджера. Задайте вопрос о скидке. Может быть, ничего не выйдет. Но скажу по секрету, что в 30- 40% случаев Вы сэкономите деньги.

  4. Всегда требовать и получать чек. Это надо заставить себя делать! Это надо не забывать! Это надо заставить себя делать! Это надо не забывать!…
  5. Изучить чек (счет в ресторане – обязательно!), проверить на наличие ошибок. Среди специальной литературы, издаваемой для руководителей бизнеса, есть немало томов, посвященных способам мошенничества персонала торговых предприятий. Сотнями исчисляются способы мошенничества продавцов, десятками – способы мошенничества кассиров. Они могут и просто ошибиться (правда, всегда почему-то в свою пользу), могут пробить товар, который вы не покупали, могут завысить цену товара, который вы купили. От этого не спасают ни штрих-коды, ни автоматизация кассовых операций. Кассир просто наклеивает себе на внутреннюю сторону запястья код, например на сумму $19, и, когда проносит через считывающее устройство товар стоимостью до $10, он вместо штрих-кода товара ловко подставляет свою руку. В итоге, покупка удорожается незначительно, Вы, выбросив чек, этого просто не замечаете, а предприимчивый кассир, сделав исправляющие проводки, может за несколько дней заработать еще одну месячную зарплату.

    Ресторанные счета и чеки должны изучаться немедленно и в присутствии официанта. Средняя «накрутка» тут просто составляет 10-25% и зависит от «лоховатости» клиента. Основания те же, что и в магазине: забыла, ошиблась, недосмотрела, дрогнула рука и т.д. Если Вам неудобно поднимать этот вопрос перед официанткой, спросите себя: «Почему ее дети, а не Ваши, в воскресенье в парке будут есть мороженое, за которое заплатили Вы?»

  6. На чеке немедленно написать номер категории учета расходов (если Вы еще не классифицируете свои расходы по категориям, позвоните нам и мы научим Вас это делать) и убрать его в надежное место (в идеале – в специальное отделение в портмоне). Это очень упростит последующую работу и сэкономит Вам массу времени.
  7. Вечером дома заполнить реестр чеков, вывести сальдо, сами чеки подшить в папки (сложить в коробки, наколоть на гвозди и т.д.). Все должно быть, как в банке: итоговая документация подготавливается ежедневно, первичная хранится в отведенных ей местах.

В конце урока Фред сказал: «Деньги любят тех, кто их любит. Любить деньги надо так, как хорошие родители любят детей – просто ежедневно уделять им время. Действуй, как я тебе рассказал, и через пять-шесть лет купишь себе маленький реактивный самолетик для еженедельного релакса».

Два из этих пяти лет уже прошли.



Добавить комментарий

Войти через соцсети