События прошедшего месяца
ЮЖНО-САХАЛИНСК. 1 сентября. Морская ледостойкая нефтедобывающая платформа «Моликпак» прибыла из Кореи после модернизации на шельф острова Сахалин. Таким образом реализация крупного проекта «Сахалин-2» вышла на финишную прямую и после пуско-наладочных работ, которые проведут российские специалисты АО «Роснефть-Сахалинморнефтегаз», платформа уже в будущем году, в июле 1999 года, выдаст первую раннюю нефть в промышленных объемах.
ВЛАДИВОСТОК. 7 сентября. Впервые за последние годы внешнеэкономическая деятельность Приморского края пошла на спад. В частности, грузооборот приморских портов снизился на 21,5 процентов, объем импорта – на 24 процента, экспорта – на 2 процента. На долю Приморья приходится 45,9 всей внешнеэкномической деятельности Дальнего Востока и 15,9 процентов – по стране.
ПЕКИН. 8 сентября. Россия может отменить в ближайшем будущем безвизовый туризм на российско-китайской границе.Эта практика, на которой базируется мелкооптовая коммерция, стала «раздражителем» в двусторонних отношениях. «Бизнес-туры», устраиваемые в соответствии с Соглашением о безвизовом туризме /1992/, стали каналом утечки валюты из РФ, они способствуют наводнению страны некачественным товаром, подделками под известные фирмы. «Челночная» торговая стихия не способствует наработке цивилизованных форм товарообмена, считают источники в Пекине. НАХОДКА. 10 сентября. Из-за политической нестабильности в России Транссибирская магистраль потеряла почти половину транзитных грузов. В течение последних трех месяцев вместо планируемых 8000 контейнеров по Транссибу проходило не более 4500.
НАХОДКА. 11 сентября. На Гайдамакском судоремонтном заводе спущен на воду первенец специализированной серии краболовов. Его длина – 21 метр, экипаж состоит из шести человек. На промысел они смогут уходить на 10 суток и работать на отдалении от берега до ста миль. Кроме крабов, судно рассчитано на добычу креветок, осьминогов, мидий, гребешка.
ВЛАДИВОСТОК. 12 сентября. «Туризм в Приморском крае будет менять ориентацию», – заявил председатель комитета по туризму и санаторно- курортному делу администрации Приморского края Александр Берестовой на закрытии второй международной выставки «Дальтур-98» во Владивостоке. Финансовый кризис нанес серьезный урон отрасли. Резко упало число туристов, желающих выехать за границу. Из этой ситуации, по мнению А.Берестового, выход один – развивать въездной и внутренний туризм.
НАХОДКА. 14 сентября. Флот Приморского морского пароходства /ПМП/, базирующегося в свободной экономической зоне «Находка», пополнился танкером «Москальво» дедвейтом 45 тысяч тонн. Он построен корабелами южнокорейской верфи «Дайдонг» в порту Пусан. Под гарантию пароходства финансирование строительства судна осуществлено норвежским банком «Кристиания банк» и банками других стран.
ПЕКИН. 17 сентября. Председатель КНР Цзян Цзэминь совершит трехдневный рабочий визит в Россию в ноябре, он посетит Москву и Новосибирск. Предполагается, что основные встречи – с президентом Борисом Ельциным и премьер-министром Евгением Примаковым – состоятся на второй день визита. В тот же день, не исключено, Цзян Цзэминь может выступить на совместном заседании палат Федерального Собрания РФ.
НАХОДКА. 20 сентября. Для Японии приоритетной территорией в экономических связях с Россией остается Дальний Восток. Об этом заявил в Находке руководитель одного из ведущих японских предпринимательских объединений «Кэйдзай доюкай» Юкихара Кодама, совершивший во главе крупной делегации японских промышлеников и банкиров недельную поездку по различным дальневосточным областям.
ВЛАДИВОСТОК. 22 сентября. Специалисты России и США обсудили во Владивостоке проект создания транспортного коридора между Западным побережьем США, Дальним Востоком России и Китаем. По мнению российской стороны, китайский север может гораздо быстрее получать грузы из США через Россию. Если бы американские суда-контейнеровозы работали через Находку и Владивосток, то время прохождения контейнеров от Западного побережья США до северных территорий КНР сокращалось бы на 10 суток, а стоимость перевозки одного контейнера уменьшалась бы на 1000 долларов.
ХАБАРОВСК. 23 сентября. Полностью остановил производство Хабаровский нефтеперерабатывающий завод /НПЗ/ – крупнейшее в регионе предприятие, снабжающее регион нефтепродуктами. Вынужденная остановка вызвана отсутствием нефти, последние 5 тысяч тонн которой переработаны за минувшие сутки.
ВЛАДИВОСТОК. 23 сентября. Два земельных участка общей площадью 230 гектаров переданы под строительство нефтеперегонного завода и газового терминала в бухтах Чажма и Разбойник Приморского края. В бухте Чажма планируется постороить нефтеперегонный завод мощностью 4 миллиона тонн в год. На нем планируется выпуск автомобильных бензинов, дизельного топлива, мазута, стороительного и дорожного битума. В бухте Разбойник расположиться газовый терминал для приема и хранения сжиженного газа, регазификации и подачи газа потребителям мощностью 800 тысяч тонн в год. В качестве сырья планируется использовать нефть и газ, добыча которых начнется в будущем году на сахалинском шельфе. Реализация этого проекта потребует вложений более 3 миллионов долларов.
ВЛАДИВОСТОК. 25 сентября. Правительство Японии оказывает помощь Приморью в переподготовке увольняемых в запас военнослужащих. Оно выступило инициатором организации на базе Японского центра во Владивостоке семинара, на котором бывшие военные смогут получить навыки в области продажи и обслуживания автомобилей. На нем в течение двух недель будет обучаться более 40 человек.
ВЛАДИВОСТОК. 25 сентября. Вторая Дальневосточная выставка-ярмарка «Печатный двор-98» пройдет во Владивостоке с 28 по 31 октября. На выставке будет представлено оборудование для полиграфии, оперативных издательских комплексов, множительная аппаратура, специализированные компьютерные программы. Организаторы планируют работу салонов – книжного и периодической печати, где будет демонстрироваться научная, деловая, познавательная, учебная литература, экспозиции с периодичеескими изданиями, картографическая и рекламная продукция. Планируется проведение экспозиций «Редкие издания из фондов библиотек» и «Частные коллекции».
СОЛНЕЧНЫЙ /Хабаровский край/. 25 сентября. Последний стык сварен на строящемся газопроводе, по которому уже в октябре будет подаваться «голубое топливо». Строительство газопровода предусмотрено программой газификации энергетики Хабаровского края и перевода на самый экономичный вид топлива – сахалинский газ.
ЮЖНО-КУРИЛЬСК /остров Кунашир/. 29 сентября. Петр Цырендоржиев/. Японские строители сегодня сдали в эксплуатацию модернизированный пирс на южнокурильском острове Кунашир, который построен ими в сжатые сроки в рамках оказания гуманитарной помощи в ликвидации последствий сильного землетрясения 1994 года.
МОСКВА. 30 сентября.Зарубежные инвесторы готовы немедленно приступить к осуществлению нового проекта «Сахалин-3» по освоению нефтяных месторождений на шельфе российского острова. Единственным препятствием на пути к реализации нового проекта, который обещает стать весомым продолжением проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», является отсутствие соответствующей законодательной базы.
МОСКВА. 30 сентября. Дальневосточный завод «Прогресс» и фирма «Камов» ищут зарубежных покупателей ударных вертолетов Ка-50 «Черная акула», строящихся в Арсеньеве. Такие действия производителя и разработчика «Черных акул» вызваны тем, что в связи с финансовым кризисом министерство обороны России не имеет возможности выкупить для российской авиации 15 ранее заказанных машин.
ВЛАДИВОСТОК. 1 октября. Двадцать японских промысловых судов начали лов рыбы в российских территориальных водах у Южных Курил. Промысел проводится в рамках соглашения о сотрудничестве в области промысла морских биоресурсов, заключенного между российским и японским правительствами 21 февраля 1998 года в Москве. По обоюдной договоренности, с 1 октября у островов Итуруп, Кунашир, Шикотан японскими судами будет осуществляться лов рыбы и осьминога в строго определенных районах.
ВЛАДИВОСТОК. 1 октября. Подписанием протокола завершилось во Владивостоке трехдневное заседание российско-японской рабочей группы по проекту транзитного транспортного узла «Морской порт Зарубино». В принятом документе говорится, что проект развития порта Зарубино поддерживается Правительством РФ, Правительством Японии и администрацией Приморского края. Согласован перечень первоочередных шагов по его реализации. Он включает в себя обмен документами, подтверждающими правительственные гарантии, доработку технико- экономического обоснования проекта и проведение анализа грузопотока между Японией и Северо-Восточными провинциями Китая – потенциальными участниками транзита через порт Зарубино.