Все дальше и дальше уходит от нас время, когда пресловутая “предоплата” была единственным финансовым инструментом российского предпринимательства. Новое время требует новых форм и методов работы. Крупный российский бизнес прочно обосновался на международных финансовых рынках, котирует свои бумаги на ведущих биржах, а кое-кто – даже на NYSE. В практику работы ведущих компаний прочно входят признанные во всем мире финансовые инструменты. Малый бизнес тоже расширяет арсенал используемых средств. Большой бизнес оперирует сложными финансовыми деривативами, малый – доступными и понятными инструментами – такими, как цены, издержки, задолженности, денежные средства…
«Предоплата 100%» умерла
Основная масса предприятий в любой экономической системе – это малые предприятия. Именно они ведут друг с другом борьбу за выживание. Залогом победы в этой борьбе является создание устойчивых конкурентных преимуществ. Многие российские предприятия имеют преимущества в виде низкой себестоимости продукции, удачной системы продвижения товара, наличия товаров известных марок. Однако этого уже мало. Все чаще и чаще преимущества создаются с использованием различных финансовых схем. Ярчайший пример – лихорадка по продаже всего, чего угодно, в кредит, охватившая всю страну в течение последних двух-трех лет.
Реальный арсенал возможных финансовых инструментов гораздо шире, чем простая накопительная скидка или продажа в кредит, и использоваться они могут практически во всех сферах жизни предприятия. Приведем примеры.
Инструмент первый – издержки. Пусть перед нашим предприятием стоит задача – увеличить прибыль на 30%. Это можно сделать двумя путями: либо увеличив на 25% объем продаж, либо уменьшив на 5% суммарные издержки. Второе намного проще. Надо только уметь это делать.
Для этого нужно построить эффективные (малозатратные) системы оплаты труда, закупок и распределения товаров, послепродажного обслуживания, провести функционально-стоимостный анализ деятельности, перейти на проектное финансирование возможно большего количества работ. Научившись же этому, можно построить красивый и прибыльный бизнес практически в любой области деятельности.
Инструмент второй – задолженности. Банки зарабатывают огромные деньги, просто беря в долг у одних и давая в долг другим. Для этой деятельности не нужны ни цеха, ни склады, ни торговые площади. И поэтому практически каждое предприятие может увеличить свои прибыли, беря в долг у поставщиков и отпуская в долг покупателям. Надо просто научиться делать первое с максимальной эффективностью, а второе – с минимальным риском.
Инструмент третий – цены на продукцию. Методика ценообразования должна обеспечивать такой объем продаж, который гарантирует достижение стратегических целей предприятия. Цели могут быть разные: Выжить, Захватить рынок, Продвинуть новый брэнд. Каждой цели соответствуют свои методы назначения цены. Есть методы ценообразования, отвечающие цели ПолуЧать максимальную прибыль.
Инструмент четвертый – денежные средства. Деньги – это тоже финансовый инструмент, но со специальным свойством: чем их меньше, тем лучше. То есть, чем меньше денег лежит без дела на расчетном счете и в кассе, тем более эффективно работает предприятие. Как бы банально это ни звучало, “деньги должны работать”. Но, с другой стороны, их всегда должно хватать на совершение текущих выплат. Разрешение этого противоречия – задача не из легких.
Инструмент пятый – налоги. Уменьшить уплачиваемые в бюджет суммы – голубая мечта любого предпринимателя. Как это ни удивительно, мечта оказывается не такой уж недостижимой. И чем больше «рогаток» изобретают законодатели, чтобы обложить бизнесмена, тем больше возможностей противодействия этим «рогаткам» они одновременно дают ему в руки.
Инструмент шестой – акционерный капитал. Российские предприятия регистрируются с минимальным разрешенным размером уставного капитала и годами работают, не изменяя его. В развитых странах, напротив, акционерный капитал постоянно находится в движении, поскольку, с одной стороны, позволяет существенно уменьшить суммарные издержки предприятия и значительно повысить заинтересованность персонала в результатах труда, а с другой – позволяет привлекать самые дешевые кредитные ресурсы в практически неограниченных объемах. Пора акционироваться!
Есть еще и седьмой, и восьмой инструменты…
Журнальная статья – не лучшее место для их подробного описания. Тем более, что это и невозможно – полный курс финансового менеджмента длится не один семестр в университете.
В мае-июле этого года консультационная компания «Сигма-С» проводит цикл еженедельных семинаров «Управление финансами предприятия», на которых финансовые инструменты малого и среднего бизнеса будут изучаться с предельной детальностью. Особое внимание будет уделяться практике их применения.
Бесплатная презентационная лекция состоится в актовом зале гостиницы «Экватор» в четверг, 29 апреля, в 15-30.
Справки по тел. (4232) 909-523