Памяти Евгения Тушкина. Невменяемый российский труд (5)
Не опоздайте измениться в стремительно меняющемся мире
Евгений Тушкин
В сентябрьском номере в День знаний мы решили вспомнить наших главных спикеров, которые еще много лет назад призывали руководителей сесть за парты. И главным Учителем в высшей лиге, бесспорно, остался Евгений Тушкин, который написал более 50 статей для нашего журнала. Продолжаем публиковать выдержки из его книги «Особенности национальной работы». Большинство статей датированы 1998-2002 гг. 20 лет спустя его идеи приобретают особое значение, потому что многие уже на собственном опыте убедились в верности его прогнозов относительно развития российского бизнеса.
Продолжение, начало в №09(266), сентябрь 2022
Любая религия предполагает наличие трех основных частей: вера (религиозные чувства), знание (религиозные догмы, учение), ритуал (религиозные традиции, культ). Применительно к бизнесу и корпоративному сознанию организации все это приобретает реальные черты и может быть сведено к определенному алгоритму, активизация которого позволяет компании сделать мощный рывок к процветанию. Но как можно говорить о торжестве корпоративного духа, о корпоративной религии в рабовладельческом по своей сути обществе?
В третьем тысячелетии пора выбираться из рабства. Работающие в найме составляют класс духовных и экономических рабов, теряющих человеческое достоинство. Я многократно убеждался в том, что это рабство рабами же в первую очередь и защищается: люди не понимают, как возможна трудовая жизнь без найма в партнёрстве труда и капитала.
Я надеюсь лишь на чудо, которое может спасти Россию, на «третий путь», который выведет Россию из системного кризиса и позволит включить «маршевый двигатель» – инструментально обеспеченное народовластие на всех уровнях, начиная с самоуправления в небольшой фирме и так далее, крупнее и крупнее до инструментально обеспеченной региональной демократии.
Идеи свободного труда, или труда на себя, уже реализованы в жизни многих стран и народов. Тысячи организаций в США работают по программе ЭСОП – ESOP (Employee Stock Ownership Plan – план создания акционерной собственности работников). Этой системой в США охвачено 10% предприятий, которые в результате перехода на ЭСОП стали значительно эффективнее. Аналогичные организации работают в Испании, в Италии, во Франции, в Японии и в Китае.
По своей эффективности и производительности они превышают соответствующие частные и государственные предприятия. На русском языке описан опыт Springfield Remanufacturing Corp. (SRC), читайте Джек Стэк «Большая игра в бизнес». Они в результате реализации этой системы управления, включающей амбициозную мотивацию исполнителей-собственников, за девять лет увеличили номинальную стоимость акции на 18300%.
Всё сказанное можно объяснить и другими словами, которые я многократно уже произносил:
убейте трудовой коллектив, создайте компанию. Отмените зарплату, введите систему долевого дохода или заработка.
Все эти социальные технологии и составляют в сумме социальную технологию организационного развития.
В самом начале этой социальной технологии я произвожу «разгипнотизацию» – перелом старых представлений и смыслов, вкладываемых в постоянно употребляемые в трудовой жизни слова.
Далее из новых смыслов и на основе истинных представлений о нынешнем состоянии организации мы строим проект развития организации, которая теперь воистину амбициозная компания, а не пассивный, ждущий указаний коллектив. Это не только разные слова, это совсем другие смыслы трудовой жизни для исполнителей и менеджеров.
Далее проект развития или, другими словами, проект создания качественной организации начинает реализовываться всей компанией с непрерывным участием внешнего управленческого консультанта, где бы он сейчас ни находился – так всё спроектировано.
Но! Жизнь показала, что начинать надо с подготовки первого лица, готовящегося в классе коучинга к эффективному нападению на коллектив, который на словах – за приватизацию своей профессиональной судьбы, а на деле не готов нести свою часть ответственности. Так что класс коучинга для первого лица – необходимая (невозможно обойти) стадия на пути к качественной организации.
Смысловые галлюцинации корпоративного сознания
Самые страшные тайны обычно валяются у всех под ногами и печатаются в массовых газетах и Интернет-изданиях. Характерная черта этих знаний – то, что они неприятны и поэтому основной массой населения отторгаются, поскольку нет сверху указания осознавать и помнить российскую бесперспективность. Поэтому-то трудно заставить зрелого российского человека помнить постоянно, что он живёт в поверженной стране и что в этом поражении на соревновании двух систем есть и его губительный для России вклад. Виноват он в том, что голосовал за блок коммунистов и беспартийных, виноват в том, что с нижайшим качеством и производительностью работал, виноват в том, что дважды в год на демонстрациях солидарности трудящихся с основной идеей рапортовал и веселился.
Страна, ветераны труда, правящий режим не покаялись перед загубленными и изгнанными идейными и «классовыми врагами». Непростительно, что не покаялись, но это по-русски – сделать вид, что ничего не было или что это было не так. Время затуманивает природу прошлого, из которого мы происходим. Но ведь самоубийственные своей некачественностью, неэффективностью труд, производство и управление везде и во всём продолжаются.
Поэтому-то наше дело – просвещать, а невменяемых обличать и разоблачать, поскольку они в советских смысловых галлюцинациях доживают.
Итак, миссия клуба директоров – создание качественных организаций, высокоэффективных целеустремлённых бизнесов и высокоэффективных социальноориентированных предпринимательских схем. Поэтому в процессе подготовки к нашей конференции клуба директоров давайте окончательно договоримся о смыслах.
Промысел – занятие с целью денег заработать, неважно на что: на хлеб, на джип или на коттедж. Это ваше занятие, и без вас оно не существует. У промысловика есть «удочка» – совокупность инструментов (автомобили, инструмент, магазины, склады и т.д.), которые можно продать, естественно, по существенно более низкой цене, чем купили, т. е. от времени ликвидность такого имущества, кроме недвижимости, падает. Промысловик всё время очень занят, он в поиске работы и в выполнении её. Его опыт и квалификация растут, но желающих его инвестировать нет, он всё сам. Итак, промысловик более всего похож на канавокопателя со своей или арендованной лопатой. Этой лопатой может быть и супермаркет, но не инвестируемый ни продавцами, ни внешними инвесторами. Руки, глаза и уши промысловика 98% времени заняты срочным, и лишь 2% времени он может выделить на важное – размышления о будущем. О том, что для этих размышлений необходима методологическая основа, он не знает, а когда узнает, то на деле практически всегда отрицает.
Бизнес – это товар, это то, что всегда стремится подороже продаться. У него всегда есть цена и ликвидность бизнеса – главный критерий успешности бизнесмена, Самое ценное в бизнесе – это бизнес-концепция, точнее её эксклюзивность. Эксклюзивность бизнеса декларируется с самого начала в миссии организации. У многих прописаны не декларативные, а реализуемые миссии? Вот у меня миссия: светить, выявлять и обличать позорные особенности национальной работы. Чем большему количеству “бизнесменов” и чиновников я неприятен, тем лучше я выполняю свою практически невыполнимую миссию.
Важны для бизнеса, конечно, показатели баланса, имущество, но самое главное – это слава, имидж, «раскрученность», потенция. Помните, как американцы НТВ хотели купить с долгами за сумму, значительно превышающую все материальные ресурсы и долги. Они хотели купить тем самым заработанные годами зрительские симпатии к работе команды профессионалов. Вот, мне кажется, яркий образец бизнеса, притом, что с точки зрения финансов он, как оказалось, вёлся необразцово. К чему успешно и прицепились. Итак, бизнес – это не материальное, а наработанный брэнд на рынке бизнесов. Многие организации в данной парадигме могут себя назвать бизнесами, а владельцы – бизнесменами? Бизнесмен 50% времени в оперативном управлении, а 50% в разработке будущего.
Предпринимательство – высшая форма деловой активности. Предприниматель может владеть, а может и не владеть бизнесами, главное, что он творит из них предпринимательские схемы, в результате которых образовывается синергия, которой не было бы в результате обычных рыночных взаимодействий. Как меня учили американцы, предприниматель 98% времени в мыследеятельности, а 2% в «приверженном» говорении своим бизнесменам о том, что и почему нужно делать, чтобы была максимальная синергия. Мыследеятельность – сложнейший вечно совершенствующийся процесс, который нуждается всегда в методологической помощи. Поэтому предприниматель постоянно консультируется. Как рабочий должен каждый день есть, чтобы работать, так и предприниматель должен постоянно «подпитываться» у различных консультантов и взаимодействовать со своим главным консультантом – фасилитатором, всегда предлагающим посмотреть на обыденное по-другому. Такие консультанты не нужны только тем, кто ходит по ровному и по кругу, а тем, кто постоянно карабкается в неизвестное, без управленческого консалтинга не обойтись. Вот я и констатирую факт: раз моя профессия, если не гибнет, то по крайней мере не получает развития, следовательно, бизнесменов и предпринимателей у нас нет – одни промысловики.
Итак, от промысла к бизнесу и затем к предпринимательству как высшей форме социально-экономического изобретательства. От смысловых галлюцинаций в виде корпоративного бреда (мы успешны, мы работаем!) к амбициозному, но трезвому корпоративному сознанию.
Единственный способ формирования амбициозного корпоративного сознания – сессия проектирования будущего. Только на сессии проектирования можно максимально быстро пройти необходимый для изменений путь: информация – знание – сознание – бытие.
Смотрите, как на схеме наука об организационном развитии показывает трудности изменений в организации после актуализации знания на сессии проектирования. Лучшая форма подготовки к сессии проектирования – активная работа в классе коучинга, Там вы заодно поймёте, как смысловые галлюцинации поддерживаются и усиливаются интенсивно плодящимися тренинговыми фирмами. Я сейчас в Москве «излечиваю» фирмы от тренингов.
Продолжение следует