Организация эффективного взаимодействия с поставщиками и покупателями

10-15 лет тому назад создание сбытовой сети предприятия было связано со значительными инвестициями, часто соизмеримыми с годовым оборотом производителя. Ситуация изменилась после появления коммерчески доступных информационных технологий, основанных на использовании возможностей глобальной сети Интернет и современных средств обработки данных, разработанных на базе промышленных SQL-серверов. Использование систем электронной коммерции в рамках дилерско-дистрибьюторских и/или сбытовых сетей позволяет в кратчайшие сроки организовать более эффективные сбыт и снабжение, во многих случаях отказаться от участия посредников в реализации продукции, сделать прозрачным для руководства и владельцев компании движение денежных потоков.

Однако после бурного роста Интернет-магазинов и сайтов, специализирующихся на электронной торговле, когда соответствующие адреса в сети появлялись как грибы после дождя, в отрасли наступил очевидный спад. Казавшиеся неоспоримыми и очевидными преимущества электронной торговли не вызывают теперь такого энтузиазма у предпринимателей, как всего пару лет назад. Из множества Интернет-магазинов уцелели очень немногие, но и для них вопрос о коммерческой целесообразности и прибыльности проекта зачастую остается открытым.

Причин для этого несколько. Но одна из них заключается в том, что при всем обилии предлагаемых на рынке Интернет-программирования технологий, владельцы торговых площадок стремились прежде всего создать решение, ориентированное конкретно на себя. Обычно это сводилось к программированию функциональности соответствующего узла сети Интернет на более или менее высоком уровне. Но такое решение, даже выполненное на высоком технологическом уровне, оказывалось нежизнеспособным уже при незначительном изменении самой постановки задачи. А подобные изменения оказались неизбежными для сети Интернет, включающей в себя миллионы пользователей. Необходимость постоянной модернизации функциональности Интернет-магазина вела к необходимости модификации исходного кода, что, соответственно, увеличивало затраты на поддержание торговой площадки в рабочем состоянии.

В отличии от многих участников электронной торговли, НПП “Спецтек” не выступал во всемирной сети Интернет ни в роли продавца, ни в роли покупателя товаров. К идее создания собственной технологии торговой площадки мы пришли уже имея готовое решение для корпоративных сетей сбыта-снабжения на уровне предприятия. Поставив во главу угла именно целостность существующего решения, НПП “Спецтек” разработало его развитие в области технологий всемирной сети Интернет. При этом сами программные технологии, лежащие в основе предложенного решения, оказываются вторичными и потому могут быть соответствующим образом модифицированы в процессе развития рынка средства разработки.

Предлагаемое нами решение не является Интернет-магазином в сложившемся сейчас понимании этого слова. Оно не относится и не может относится к какому-либо определенному адресу во всемирной сети. Это тиражируемое решение, которое может быть установлено и сконфигурировано на любом сервере, включенном во всемирную сеть Интернет и обладающем каналом выхода в сеть с достаточной пропускной способностью. Функционирование решения основано на принципах, положенных в основу специализированного программного обеспечения “TRIM”, разработанного в НПП “Спецтек”. Далее для краткости будем именовать предлагаемое решение “Система”.

Участниками Системы являются все участники процесса электронной торговли: Покупатели и Поставщики. Регистрацию участников в системе выполняет Оператор сети (оператор торговой площадки). Зарегистрированные участники именуются в Системе “фирмами”. Регистрация фирм может выполняться по мере необходимости в процессе функционирования Системы.

Клиенты могут быть зарегистрированы в Системе тремя основными способами:

  • узел сети Системы (Фирма-узел);

  • клиент сети Системы (Фирма-клиент);

  • внешний клиент Системы (Внешняя фирма).

Способ регистрации не влияет на возможности Покупателя или Поставщика выполнять свои функции в Системе. Способы регистрации “узел” и “клиент” дают покупателям определенные преимущества в использовании различных функций Системы: от общения с оператором в строго регламентированном формате до полнофункционального узла системы со всем необходимым инструментарием для работы.

Все участники Системы обладают возможностью пользоваться основными функциями Системы – непосредственно участвовать в процессе торговли на торговой площадке. Но эффективность этих функций, конечно же, серьезно зависит от способа доступа в Систему. Кроме того, различные способы подключения могут предоставлять участникам различные дополнительные возможности.

Практика внедрения подобного рода решений показывает, что узлами, полностью интегрированными в Систему, является обычно очень незначительная часть участников (примерно до 10%). Это связано прежде всего со сложностями, возникающими при внедрении специализированного программного обеспечения “TRIM”, работа с которым требует наличия у участника Системы квалифицированного и подготовленного персонала. Эта задача, как правило, по плечу только крупным участникам, на которых и ориентирован “TRIM”.

Из той же практики видно, что примерно половину участников составляют фирмы-клиенты. Как уже было сказано, это наиболее предпочтительный способ доступа в Систему, который особенно является оптимальным для средних и мелких компаний-участников. Проблемы возникают только в том случае, если у компании нет качественного канала связи с сетью Интернет, или по каким-то причинам она не может его использовать для доступа в Систему. При достаточно высоком уровне развития инфраструктуры связи эти проблемы должны исчезнуть, но пока, увы, они остаются нередкими для российского рынка. Именно по этой причине далеко не все участники торговой площадки могут стать ее клиентами.

По указанным выше причинам можно заключить, что возможность работы с внешними фирмами является важной особенностью Системы. Несмотря на то, что такие фирмы имеют достаточно ограниченный набор возможностей по работе в Системе, они, тем не менее, практически составляют около половины всех ее участников. Чаще всего это мелкие покупатели и поставщики. Возможность работы с ними придает Системе дополнительную гибкость и позволяет существенно расширить круг ее участников.

Система не только предоставляет возможность работы внешним фирмам, но и дает Оператору сети инструмент для работы с внешними фирмами и документами, поступающими от них, если они поступают по компьютеризированным каналам связи (как правило, это электронная почта, поскольку она доступна подавляющему числу компаний на рынке и не требует высокого качества каналов связи). Это важно, поскольку избавляет Оператора от необходимости содержать огромный штат сотрудников для работы с такими участниками системы, тем самым сокращает расходы на функционирование Системы и способствует повышению рентабельности торговой площадки.

Технические спецификации и иные характеристики закупаемой продукции, товаров и услуг должны давать всем участникам Системы ясное и однозначное представление о каждом объекте закупок на торговой площадке. Для этой цели в Системе используется единый унифицированный информационный каталог (далее – просто Каталог).

Каталог представляет собой структурированное хранилище информации о всех возможных видах продукции, товарах и услугах, известных и доступных в Системе. Каждому виду продукции в Системе должна соответствовать одна позиция Каталога, общая и уникальная для всех участников Системы. Позиции Каталога могут быть организованы в иерархическую структуру по функциональным, технологическим и другим признакам. Иерархическая структура организуется для удобства поиска пользователем в Системе нужных видов продукции. Система также позволяет пользователям осуществлять выборки из Каталога по наименованиям, каталожным номерам, кодам и другим характеристикам.

Все документы Системы, содержащие перечень номенклатурных позиций продукции, связаны с позициями Каталога. Доступ к различным разделам Каталога для каждого участника Системы устанавливается Оператором сети. Фирмы могут получать в системе доступ только к тем разделам Каталога, которые связаны с их деятельностью.

Использование единого унифицированного информационного каталога Продукции обеспечивает всем участникам Системы общение между собой на одном языке товаров, работ и услуг, исключает возможное взаимное непонимание и неточности при работе с торговой площадкой. Практика показывает, что невозможно создать раз и навсегда установленный Каталог, удовлетворяющий требованиям всех участников торговой площадки. Поэтому Система предоставляет ее участникам функции поддержки и пополнения Каталога. Для разграничения прав доступа вся информация в Каталоге для каждой фирмы-участника Системы разбита на два раздела: основной и дополнительный Каталоги. Для каждой зарегистрированной в Системе фирмы установлен свой дополнительный раздел Каталога.

Информация основного раздела Каталога – это важная составляющая Системы, обеспечивающая непротиворечивость и достоверность документов в Системе, полное взаимопонимание участников Системы. Поэтому функцию поддержания и пополнения основного раздела Каталога в основном должен выполнять Оператор сети. Поставщики, как правило, могут пополнять основной раздел Каталога посредством своих дополнительных разделов. Для этого вся необходимая информация предварительно должна быть подготовлена ими и помещена в дополнительный раздел Каталога, после чего Оператор сети может перенести ее в основной раздел.

Каталог также предоставляет участникам Системы функции, позволяющие уточнять различные характеристики по каждому виду продукции, указанному в Каталоге. Дополнительные характеристики по каждому виду Продукции в Каталоге представлены в виде текстовых описаний, схем, чертежей, иллюстраций и прочих информационных материалов. Система обеспечивает возможность хранения текстовой, графической и другой информации, связанной с позициями каталога.

Система может автоматически переводить все документы в кодировку, принятую у конкретного поставщика или производителя.

Таким образом, электронная торговая площадка на базе комплекса программных средств TRIM является мощным инструментом для построения на новом уровне отношений между поставщиком и потребителем. Это может быть использовано как крупным предприятием, имеющим сотни поставщиков и потребителей, так и фирмой-оператором для организации коммерческой электронной торговой площадки В2В.



Добавить комментарий

Войти через соцсети