Вопрос отнюдь не праздный. Сегодня, когда меняется среда бизнеса, приходится жить в условиях большей нестабильности, так как рыночные тенденции в нашей стране просчитать трудно, поэтому возрастает потребность именно в этой профессиональной категории. В результате высокой скорости изменений компании сталкиваются с тем, что управленцы высшего звена и советы директоров получают информацию, когда она уже устаревает. Поэтому принятие стратегических решений лежит на менеджерах среднего звена. И, как следствие, меняются требования к их компетентности и подготовке. Но здесь есть один нюанс: роль менеджеров высшего звена состоит не в принятии важных решений, а в создании культуры организации. Их задачи заключаются в том, чтобы гарантировать формирование тех знаний, которые должны существовать внутри компании и которые были бы доступны для ее персонала. Об этом и многом другом и пойдет разговор в нашей статье.


Каким должен быть менеджер XXI века?

  1. Поиск информации. Основная задача менеджера сводится к сбору информации самого различного характера. Естественно, что для создания полной информационной среды, необходимой для принятия соответствующих решений в организации, нужно использовать широкий набор источников информации. Важны также способности быстро перерабатывать поступающую информацию, видеть и выделять существенное в том, чего не замечают другие, эффективно и с наименьшими затратами идти к реализации поставленной цели, находить простые решения сложных проблем. Поэтому крупный менеджер является, по сути, посредником, принимающим решения на основе обмена информацией с различными людьми, начиная от владельца предприятия, сотрудников фирмы и заканчивая государственными чиновниками, конкурентами, иностранными партнерами. Конечно же, природная общительность может только помочь в сборе информации. Умение выслушать и понять оппонента только на первый взгляд кажется простым: полученная информация требует молниеносного анализа, ложные намерения собеседника необходимо отделять от истинных, суть проблемы не должна тонуть в частностях. Вот почему эта сторона работы менеджера во многом напоминает труд журналистов.
  2. Формирование концепций. На основе собранной информации менеджер создает модели и формирует концепции, гипотезы или идеи. Он должен быть хорошо осведомлен о масштабах событий, тенденциях и причинно-следственных связях благодаря, как уже говорилось выше, анализу разнородной информации. Также он должен уметь мыслить стратегически, владеть навыками интуитивного мышления, принимая быстрые и правильные решения в условиях неполной информации. Добиться этого невозможно без понимания роли самообучения и естественного, без принуждения, обращения к нему, не имея широкого кругозора, прочных профессиональных знаний. Менеджеру необходим и дар предвидения, позволяющий чувствовать новое, точно прогнозировать наиболее характерные тенденции развития деловой ситуации.
  3. Концептуальная гибкость. За качество разработки и успех воплощения в жизнь принятой в организации стратегии управления основную ответственность несет непосредственно менеджер. При планировании и принятии решений он определяет соответствующие альтернативы или многосторонние варианты, одновременно держит под своим наблюдением различные варианты, оценивает все доводы «за» и «против». В обязанности менеджера входит также определение цели и выбор средств ее достижения, установление приоритета задач в работе предприятия и прогнозирование возможных последствий их решений. Он отвечает за разработку стратегии развития организации, анализ и прогноз динамики ситуации как на самом предприятии, так и за его пределами. Он должен предвидеть события, проявлять гибкость в планировании.
  4. Общение с персоналом. Одна из главных задач менеджера заключается в эффективной организации работы его подчиненных. Искусство руководителя проявляется не только в координировании, налаживании коммуникаций и направлении работы подчиненных, но и в умении делегировать им полномочия и ответственность, предоставлять право высказывать и отстаивать собственное мнение, сохраняя за собой функцию контроля. Важно также, используя прямые и наводящие вопросы, обобщения, перефразирования, т.е. «оружейный» арсенал искусства вести беседу, уметь считывать настроения других людей, понимать их идеи и концепции, правильно использовать самое разное, даже отрицательное мнение сотрудников по рабочим или внутренним вопросам.
  5. Управление взаимодействием. До 80% проблем, возникающих перед менеджером, связано с человеческим фактором. Работая в коллективе, он должен постоянно выполнять функции информирования, мотивирования, воспитания и контроля. Успешная реализация профессиональных функций предполагает выраженность у менеджера соответствующих личных качеств. Он просто обязан вовлекать других в некий симбиоз сотрудничества. Причем таких групп по «интересам» может быть несколько. Важно только, чтобы члены этих миниорганизаций чувствовали, что их ценят, им доверяют и что у них имеются общие цели.
  6. Организация на развитие. Авторитет менеджера среди подчиненных во многом основан на том, насколько он сам способен руководствоваться в своей деятельности чувством профессионального долга и ответственности, следовать сказанному им слову и выполнять обещания. Он должен создать позитивный климат в коллективе, при котором его члены яснее оценивают свои возможности и недостатки, а также обеспечить наставничество, обучение и средства для развития с целью улучшения исполнительской деятельности.
  7. Влияние. Едва ли не нормой профессиональной деятельности менеджера является необходимость в преодолении тех или иных препятствий, возникающих по ходу решаемых им задач. Чтобы справиться с ними, менеджер должен обладать необходимым волевым потенциалом, быть целеустремленным и готовым постоянно прилагать требуемые от него усилия. Он может в своей работе использовать различные методы, например: убедительные доводы, моделирование поведения, создание символов, образование клубов по интересам и привлечение других лиц – для того, чтобы добиться поддержки идей, стратегий и ценностей…
  8. Уверенность в себе. Менеджер должен излагать собственную позицию по различным вопросам, без колебаний принимать решения, когда это требуется, и при необходимости брать на себя ответственность, в том числе и за других людей, выражать уверенность в успехе принимаемых мер. Таким образом, менеджер не может рассчитывать на успех в своей профессиональной деятельности, если ему не присуща уверенность в себе, т.е. обоснованная вера в свои способности выполнить стоящие перед ним задачи. Уверенный в себе менеджер опирается на самоконтроль и критически относится к своей личности, беспристрастно оценивая свои возможности и поведение, выявляет собственные недостатки и ошибки, анализирует их причины и принимает меры к их устранению. Не умеющий владеть собой человек характеризуется неуравновешенностью, вспыльчивостью, склонностью к совершению импульсивных поступков. А ведь от менеджера нередко в процессе работы требуется быстро перестраиваться в новой обстановке, переносить регулярные эмоциональные нагрузки и при этом сохранять хладнокровие, не показывать сотрудникам раздражения.
  9. Представление. Менеджер должен представлять идеи ясно, легко и интересно, так, чтобы другой человек (или аудитория) понимали, что он хочет сказать, эффективно использовать невербальные коммуникации, а также наглядные пособия и технические средства для передачи информации. Однако, парадокс заключается в том, что даже в период широкого развития информационных технологий, живое слово оказывает наибольшее воздействие. Недаром основные решения принимают на совещаниях и переговорах, эффективность которых зависит от умения представить (позиционировать) предложения в привлекательной словесной форме. Об этом не стоит забывать.
  10. Ориентация на действия. Как уже отмечалось выше, задача менеджера заключается в разработке задач для команды, реализации планов и идей, принятии ответственности за все аспекты ситуации. Причем способность к риску – один из главных критериев в оценке профессиональной пригодности менеджера. Здесь имеется в виду умение находить необходимые решения в условиях большой степени риска.
  11. Ориентация на достижения. И, наконец, менеджер обязан обладать высокими внутренними требованиями к качеству работы, ставить амбициозные, но достижимые цели, иметь желание сделать дело лучше, стремиться быть более эффективным и действенным, соизмерять достижения с поставленными целями.

Таким образом, капиталовложения в подготовку менеджеров постоянно увеличиваются, оправдывая на практике свою эффективность. И если раньше преимущественно учили искусству управления, то сейчас – науке. Несмотря на специфику подходов к обучению в школах бизнеса, общей для них чертой становится перенос акцента на человека. Объем подготовки по психологическим дисциплинам в учебных программах доходит до 40-60%. Это обстоятельство находит отражение и в “философии” менеджмента. Так, концепция известной американской корпорации IBM основана на “трех столпах веры”: уважение к личности, внимание к клиенту, высокое качество работы. Это означает, что в профессиональном имидже успешного менеджера можно выделить качества прирожденные и приобретенные. Среди первых основными являются коммуникабельность, рефлексивность, красноречие, внешние данные. Среди вторых – компетентность, опытность, воспитанность и образованность. Умелое и творческое их сочетание приведет к созданию положительного имиджа. Для его формирования потребуется приложить усилия, но зато потом новый образ будет работать на менеджера, возмещая затраты и принося дивиденды.



Добавить комментарий

Войти через соцсети