Что такое НЛП
Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) – очень молодое направление, возникшее в середине 70-х гг. в США. НЛП – это одновременно гуманитарная технология и междисциплинарный язык описания. Основателями НЛП считаются Дж. Гриндер и Р. Бендлер. Ведущей идеей является моделирование мастерства. Другими словами, если у человека есть какой-то талант, то его можно смоделировать и формализовать, а формулы передать другим людям. Первые техники НЛП являлись «формулами», снятыми с великих американских психотерапевтов Ф. Перлза, В. Сэтир, М. Эриксона. Поэтому НЛП, в основном, воспринимается как направление психологии.
Мостом, который соединяет экономическое понятие маркетинг и психологическое НЛП, является категория трансакционных издержек. Трансакционными принято называть издержки, которые возникают между людьми в процессе экономического взаимодействия (другими словами, финансовые потери, которые несет фирма в результате ошибок в общении ее сотрудников и/или руководителей). Можно выделить две большие группы трансакционных издержек: внутренние трансакционные издержки, связанные с некачественным общением сотрудников между собой, и внешние, когда представители фирмы «выходят во внешний мир».
В экономической науке сложился институциональный подход минимизации трансакционных издержек, т. е. создание специальных институтов, которые стараются уменьшить трансакционные издержки (например, создается институт менеджеров по персоналу). Нейро-лингвистическое программирование занимается неинституциональными методами минимизации трансакционных издержек, т. е. когда издержки минимизируются без создания каких-либо социальных институтов. Для несведущего человека это выглядит следующим образом: Вы просто говорите с клиентом и он с Вами соглашается. Такая работа невидима непрофессионалу, но проблема при этом решается.
Неинституциональные методы минимизации трансакционных издержек можно использовать, во-первых, во всем, что касается ведения переговоров, причем на самом высоком уровне, во-вторых, в работе с персоналом и при налаживании контактов между людьми внутри фирмы, в-третьих, для повышения эффективности воздействия рекламы и Public Relations.
Конкретная реализация этих методов в управлении персоналом заключается в утверждении Миссии фирмы, создании общей идентификации (внутренний public relation), а также вооружении инструментарием нейро-лингвистического программирования, которое дает возможность на чисто техническом уровне лучше общаться друг с другом.
МИССИЯ ФИРМЫ
Миссия фирмы является надсистемой корпоративной культуры. Она должна состоять из нескольких компонентов.
Во-первых, собственно миссия, т.е. вневременная общественно полезная цель. Во-вторых, цели временные, внешние и внутренние. В-третьих, ценности фирмы, они же принципы работы. Из этого положения выстраивается корпоративная культура. Она транслирует «вниз» то, что сформулировано в миссии. Миссия фирмы это то, что, с одной стороны, вдохновляет людей, а, с другой стороны, объединяет их некой общей идеей, что дает им возможность легче взаимодействовать
ЗАЧЕМ НУЖНА МИССИЯ
Очень много людей просто зарабатывать деньги не могут. Людям нужно делать что-то полезное, зарабатывать на этом деньги и одновременно верить в это. Одна из целей миссии – создание приверженности персонала фирме, создание моральных стимулов работ, разработка наиболее оптимальной системы взаимоотношений внутри коллектива и общей идентификации сотрудников. По сути, сверхидея заключается в том, чтобы сотрудник не делал различия между интересами фирмы и своими.
Руководство осознает необходимость миссии, когда становится ясно, что люди работают с меньшим энтузиазмом, что отделы договориться друг с другом не могут, когда падает доходность. Это симптомы, которые говорят: надо вкладывать деньги в работу с персоналом, например, инвестировать обучение. К сожалению, мало кто заранее предвидит подобные проблемы. Выработка «национальной идеи» для фирмы – пока редкость.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МИССИИ
Прежде всего, у руководства должно быть выработано общее видение будущего фирмы, которое будет структурировано и художественно оформлено. Далее выстраиваются способы трансляции миссии «вниз». Например, общие ритуалы фирмы (ритуал увольнения, приема на работу), праздники (частный случай ритуалов). Очень важно проработать систему бонусов и бенифитов, т. е. материального и нематериального стимулирования. Примером носителя положительного бенифита можно назвать внутрифирменные издания, которые описывают чей-то передовой опыт. Далее подмиссия выстраивает социальную сферу.