В споре рождается истина
Для чего нужен спор? Часто ли вы спорите? Умеете ли вы спорить? Кажется, что спор – это способ предъявить свое мнение, возможность превзойти оппонента. Но у спора есть конструктивное начало, спор помогает найти точки соприкосновения в сложных вопросах, активно обсудить актуальную проблему.
Кажется, что в споре главное это найти убедительные аргументы для предоставления своего мнения. Но вот оказывается умение внимательно и уважительно слушать собеседника, это одно из самых важных умений в споре. Важно понять, настроен ли ваш собеседник на конструктивный исход вашего спора.
Какую личную цель он преследует.
Если посмотреть на задачу спора через пирамиду потребностей описанную Полом Грэмом, то мы можем увидеть, что не каждый человек настроен на конструктивный спор. И тогда цель спора можно подразделить на несколько уровней исходя из аргументации человека, который вступает в спор.
В основании пирамиды лежит спор с использованием ненормативной лексики и примитивные оскорбления. В этом случае проявляется потребность в манипуляции у оппонента, вывести своего собеседника на эмоции унизив его.
Поддерживать такую беседу нет смысла, вступать в полемику с таким собеседником не рекомендуется, так как это только раскачивает ваше эмоциональное состояние и «энергетически кормит» собеседника. У собеседника есть яркая необходимость организовать конфликт и эмоционально опереться на энергию конфликта.
Следующим слоем в этой пирамиде лежит диалог, в котором оппонент переходит на личность. Могут начать оскорблять по национальному признаку или по личностным особенностям. Такие выпады в сторону собеседника нацелены на то, чтобы лишить его устойчивости и уверенности. В такой спор лучше не ввязываться, он не конструктивен. Вами опять пытаются манипулировать.
Следующий уровень – это эмоциональный окрас. Если в пылу спора вы поднимаете голос и ваш оппонент начинает пугаться и не выдерживает накала, просит вас понизить тон диалога. В этом случае важно сменить тон дискуссии, так как это способствует нахождению возможной точки контакта. И появляется небольшой шанс на продуктивный контакт.
Далее в споре следует ступень препирательства и придирок, при отсутствии объективной аргументации у оппонента есть желание затянуть время нахождения в споре. Это тоже не продуктивный контакт, он просто изматывает и обессиливает вас. Завершите этот контакт максимально экологично для вас.
И только умение принять правоту оппонента, это вершина пирамиды, описанной Грэмом. Когда каждый высказывается и слышит аргументы другого и может принять как правоту собеседника или свою неправоту.
Научиться такому конструктивному спору можно. Для этого важно уважительно относиться к собеседнику и соблюдать некоторые правила дискуссионного спора:
- Не оскорблять оппонента, не повышать голос и не переходить на личность.
- Соблюдать спокойную тональность диалога, уметь владеть своими эмоциями.
- Отстаивать свое мнение аргументированно и предоставляя доказательства.
- Оставаясь в поле дискуссии не терять телу и цель спора.
- Говорить ясно, избегая обобщений.
- Уметь выслушивать собеседника и находить точки соприкосновения и принятия.
- Уважайте себя и своего собеседника вступая в спор.
Восприятия спора как ссоры осложняет нашу возможность участия в конструктивном споре, в котором родиться истина. В котором появятся новые решения. Умения вести конструктивные, горячие дискуссии развивает новые коммуникативные возможности и открывает новые стратегии.
Клиентская группа по системным семейным расстановкам
14 декабря с 14-00
Тел: 8-902-555-1180