Совершенствование сметного дела

Все-таки мы уже целый год живем с новой сметно-нормативной базой и приобрели определенный опыт в работе с ней. К тому же изменилась схема управления отраслью, она стала весьма необычной, а это вносит новые обстоятельства в работу ценовиков и сметчиков. Произошли некоторые изменения в управлении строительным комплексом, явившиеся результатом проводимой административной реформы. Одна из основных целей этой реформы – уменьшение административного воздействия на бизнес-сообщество, на хозяйственную деятельность предпринимателей. В том числе это относится и к строителям.

Вопросы ценообразования и сметного нормирования в строительстве являются одними из ключевых в отрасли. Тем более, недавно принят целый пакет законов, направленных на оживление инвестиционно-строительной деятельности. Беспокоит всех ситуация с ценами на жилье. Если и впредь цена квадратного метра жилья будет расти темпами, опережающими инфляцию в три-четыре раза, то ни о какой доступности жилья говорить не придется. Решение государственной задачи доступности жилья немыслимо без мероприятий по сокращению издержек и непроизводственных затрат застройщиков, подрядных организаций и предприятий стройиндустрии.

Однако ценообразование в строительстве не подлежит государственному регулированию, но в этом ничего страшного нет. Нормативно-правовое регулирование в строительстве возложено на Минпром-энерго России (там этим занимается Департамент по строительству и ЖКХ). Оно и может решать возникающие проблемы. Другое дело, что в соответствии с законом о техническом регулировании все СНиПы, ТСН и прочее должны до 2010 года быть преобразованы в технические регламенты.

С 1992 года и до сих пор все документы, касающиеся вопросов ценообразования и сметного нормирования, были и есть рекомендательные. Таков их нормативно-правовой статус. И только инерция мышления хозяйственников приводит к тому, что все рекомендательное начинает восприниматься как обязательное. Надо менять психологию. Во многих секторах экономики это уже произошло. Скажем, производителям строительных материалов никто не диктует, какие цены устанавливать на их продукцию. Строителям же продолжают диктовать. Делается это через индексы, воспринимаемые всеми как обязательные. А индекс – это и есть не что иное, как установление жестко регламентированной цены, так как они применяются к фиксированной базовой стоимости (1984, 1991 или 2000 года).

Между тем в индексе «сидит» до 70 процентов стоимости строительных материалов, которая никем не регулируется. Ерунда какая-то получается: подрядчик тянет воз, в который все подбрасывают да подбрасывают поклажу, а лошадей не прибавляют. Поэтому нужно реально выполнять требования закона о рекомендательном статусе сметно-нормативных и ценообразовательных документов, чтобы все участники инвестиционно-строительного процесса действовали в равных условиях.

Что сейчас происходит с новой сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве?

Вообще говоря, нас сейчас всех тревожит судьба новой сметно-нормативной базы. Переход на новые сметные нормы и цены 2001 года – объективная необходимость, обусловленная произошедшими за последние годы изменениями в технологиях строительного производства, широким применением новых материалов, изделий и конструкций, и воспринимается нами как задача государственной важности. Такая база нужна, особенно в рыночной системе хозяйствования. Практически в любой развитой стране есть нечто подобное. В основном это система показателей ресурсного характера (расход ресурсов – трудовых, материальных, энергетических и так далее). База носит рекомендательный характер, что не препятствует ее широкому применению.

Другой вопрос – применение индексов и единичных расценок. У нас, их почему-то связывают с источниками финансирования строительства. Если стройка ведется за счет бюджетных средств, то применение таких-то индексов и таких-то расценок считается обязательным, директивным. Это неверная трактовка. Вне зависимости от источников финансирования отрасль должна работать экономических эффективно. А когда ее загоняют в финансовый тупик, пытаясь искусственно занизить сметную стоимость, на деле получают обратный результат: фактические затраты еще больше увеличиваются. Мы провели анализ смет на расчистку территории при строительстве Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга и обнаружили, что там применены небольшие накладные расходы, использован весьма скромный индекс пересчета сметной стоимости. Однако физические объемы работ поражали воображение. По ним выходило, что территорию расчищали не от отдельных кустов и редких деревьев, а от векового дубового леса, стоявшего насмерть.

Очень жаль, что неправильно трактуемая система ценообразования толкает строителей на нарушения. Кстати, завышение объемов работ – это еще полбеды. Самое-то опасное в том, что подрядчик, зажатый индексами и всевозможными нормативами, начинает “удешевлять” свои затраты в ходе строительства: применяет не те марки бетона, не то уплотнение оснований дорог, нарушает технологию производства работ. Причем это не отражается в документации.

А результаты такой “экономии” бывают плачевными. То рушится лестничный пролет в доме, то падает башенный кран, тремя днями раньше сертифицированный Госгортехнадзором, то вымывается бетон из дамбы. А представьте, к чему могут привести нарушения технологии при строительстве высоток в Москве. И у истоков этих нарушений – безобидные вольности в ценообразовании.

Слава богу, число сторонников административного зажима подрядчиков начинает убавляться. Меняется и отношение государственных заказчиков к вопросам определения стоимости работ. Кроме того, дешево построишь – дороже обойдется в эксплуатации. Вы же помните, как строили здания со слабой теплозащитой и какими расточительными они для нас оказались. Экономисты знают, что минимизировать надо не единовременные затраты (стоимость строительства объекта), а совокупные затраты на строительство и эксплуатацию, дисконтированные на весь срок службы объекта. Особенно сильно это проявляется в дорожном строительстве.

«Совершенствование сметного дела – задача государственной важности» – выдержка из интервью
с генеральным директором Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию
в строительстве Павлом Горячкиным. («Строительная газета», 10 сентября 2004 года)

ТОЛЬКО ХОРОШИЕ НОВОСТИ ОТ «ГРАНД-СМЕТА»

ВНИМАНИЕ зарегистрированным пользователям «ГРАНД-СМЕТА»!

  1. Новый телефон представительства в г. Находка 63-75-35.
  2. Впервые подписчики Ежемесячного общероссийского сборника «СТРОЙЦЕНА» (Сметные цены в строительстве) г. Санкт-Петербург) могут получить сборник в формате «ГРАНД-Смета» уже с коэффициентом для Приморского края.
  3. Обновлен на III квартал КАТАЛОГ сметных цен на большинство материалов и практически все механизмы, присутствующие в ГЭСН, создан на основе ФССЦ (сметные цены на материалы для ФЕР-2001) с индексом изменения сметной стоимости СМР для Приморского края. Практическое применение каталога кардинально упрощает применение ресурсного метода, особенно для Заказчика при расчете инвестиционных смет. Обновлен КАТАЛОГ сметных цен на материалы.

СМЕТА СТАЛА ЕЩЕ ЛУЧШЕ!



Добавить комментарий

Войти через соцсети