Эта статья открывает рубрику “Практикум бизнеса”. Мы работаем
в строительстве и надеемся, что наш опыт будет полезен другим бизнесам. Цель
нашей деятельности – постоянно уменьшать все виды затрат в процессе
проектирования, строительства, эксплуатации объекта и при этом строить только
то, что нужно заказчику.

Вы, может быть, сейчас думаете: “Ну же, умник, а ты как
знаешь, что нам нужно и что за забота такая – снижать стоимость нашего
объекта!?”

Что ж, иногда представляется, что компаниям более комфортно
работать методом проб и ошибок, нежели пытаться освоить другие успешные методы и
приемы деятельности.

Для себя мы именуем эту успешную деятельность инжинирингом, а
свою компанию – инжиниринговой компанией.


Строим бизнес

Инжиниринговая компания ООО “Аукционный центр недвижимости” специализируется на работе с коммерческими объектами (магазины, офисные помещения, производственные площадки, частные медицинские учреждения). При этом интересы заказчика совершенно конкретны: “выжать” из реконструируемой недвижимости максимум квадратных метров, построить как можно дешевле и быстрее, продать в будущем объект как можно дороже, создать имиджевый облик и т.д. Как правило, поставленные цели противоречивы и наша задача – помочь заказчику в их достижении.

Благодаря таланту наших архитекторов, инженеров-строителей, аналитиков по недвижимости, применяя оригинальные методики проектирования, организации строительства, нам нередко удается существенно повышать результативность стройки. Например, при реконструкции объекта компании “Марс Плюс” для размещения офиса коэффициент использования полезной площади составил 85 % без ухудшения условий работы сотрудников компании, что соответствует мировым стандартам качества на подобные объекты.

Наш опыт показывает, что любой объект недвижимости находится в фокусе интересов и влияния самых различных сил. Есть два принципиально разных подхода к решению проблем объекта. Первый заключен в навязывании своей воли заказчику, городским структурам, социальному окружению. Второй путь состоит во внимательном разглядывании всех взаимопротиворечивых сил, корректировка своего видения и поиск изобретательного решения проблем заказчика. К сожалению, первый путь часто свойственен архитекторам, которые по выражению известного российского архитектора Сергея Киселева, “обременены мессианским комплексом и фактически за чужой счет создают памятники самим себе”.

Новые здания! Вот на чем прогорают десятки фирм… Спроси любого бизнесмена, не является ли любое здание ничем иным, как разочарованием. Да разве любой из нас не мог бы назвать не менее трех предприятий, потерпевших крах в последние два года из-за того, что ухлопали кучу денег на новые здания:
Когда твоя дочь выходит замуж за молодого амбициозного архитектора, будь осторожен. Вскоре тебя начнет одолевать зданиемания, а это серьезная и дорогостоящая болезнь.
Г. Кэссон. “12 правил обращения с деньгами или как получать прибыль”

В 1997 году мы руководили проектом реконструкции фасада и строительством мансарды на здании по адресу Фокина,16, принадлежащем компании “Трейд-Континент” (магазин французской косметики “Ив Роше”). Мы выполнили архитектурный проект, осуществили закрытый тендер по выбору подрядчика, провели технический надзор за качеством строительно-монтажных работ. Надо сказать, что этот дом построен в начале века (доходный дом госпожи Поповой), является памятником архитектуры, и охраняется государством. А в начале века во Владивостоке были распространены скатные металлические кровли, и желание заказчика построить мансарду вступило в конфликт с исторической традицией застройки центра города. При рассмотрении этой задачи главной нашей заботой был поиск компромисса между коммерческими интересами заказчика и интересами города. Нам удалось найти решение, и это был несомненный успех.

В основе нашего подхода лежит убеждение, что объект недвижимости надо рассматривать прежде всего, как оболочку бизнеса заказчика. Поэтому нельзя направлять свои действия на устранение только одного какого-то непорядка или решение одной узкой задачи.

Пруд в саду воняет! Значит, так: выловить рыб, спустить воду. Грунт тоже воняет! Стало быть, выкопать грунт и вывезти его на тачке. Насыпать новую гальку, вновь посадить водоросли, наполнить пруд водой и запустить рыб. Итого: день тяжелой работы и две мертвые рыбы. Пруд больше не пахнет!
Два месяца спустя: пруд опять воняет! …
Д. Дёрнер. “Логика неудачи”

Даже в этом примере для устранения недостатков следует обращать внимание на элементы, из которых состоит пруд и как эти элементы связаны между собой, как эти элементы будут взаимодействовать во времени. Нужно рассматривать объект системно.

В нашей практике особый след оставила работа по реконструкции Аптеки №91. Эта работа строилась на тех идеальных принципах, о которых инжиниринговая компания может только мечтать. Начнем с того, что Заказчик пригласил нас участвовать в разработке ключевой бизнес-идеи следующего шага развития своей компании. Далее мы разработали проект реконструкции и организовали строительно-монтажные работы, поставку оборудования. Даже комнатные растения в офис и торговый зал покупались с нашим участием. Такого счастливого взаимопонимания и сотрудничества в нашей практике пока больше не встречалось.

При реконструкции помещений аптеки для поиска той единственной идеи, позволившей на действующем предприятии организовать новую торговую систему – зал самообслуживания, построить логистический склад и офис с новыми принципами коммуникации нам пришлось выполнить более десяти вариантов решения. Однако найти идею объекта, разработать проектное решение – это лишь полдела. Успех дела определяется соответствием организации и управления стройки проектному решению, а проектного решения – бизнес-процессам компании. В свою очередь бизнес-процессы компании должны соответствовать ключевой бизнес-идее. По-нашему мнению, инжиниринговая компания призвана сохранять и приумножать такие цепочки ценностей.

По одному из определений инжиниринг рассматривается как процесс создания замысла бизнеса. Инжиниринговая компания, обладая профессиональными знаниями в области строительства, лучше других зная бизнес-процессы компании для которой строит, представляя конечный инвестиционный финансовый результат, способна принимать верные решения. В этом смысле, она может претендовать на главную роль в процессе создания объектов бизнеса, приносящих доход.



Добавить комментарий

Войти через соцсети