Менеджменту качества нужно учить

Процесс глобализации в мире набирает обороты, что подтверждает и последняя встреча руководителей стран <большой восьмерки> в Генуе, а это предполагает дальнейшее интегрирование экономики России в мировую экономическую систему, что обусловливает актуальность решения проблемы качества продукции, услуг, процессов, и, в свою очередь, предполагает совершенствование механизмов управления качеством (УК) в целом, поскольку качество сегодня – это основополагающий фактор конкурентоспособности продукции. И, чтобы успешно конкурировать как на национальном, так и на зарубежных рынках, качество российских товаров (услуг) должно быть не ниже уровня качества соответствующей продукции иностранных фирм. Зарубежный опыт решения проблем УК свидетельствует, что добиться значительных успехов в этом направлении невозможно без налаживания эффективной системы обучения методам УК работников на всех уровнях производства.

В нашей стране начинают создаваться условия, способствующие подготовке национальных кадров по такому перспективному и актуальному направлению, как менеджмент качества (МК). Так, на основе договоренности между Госстандартом России и Минобразования РФ с учетом национального и европейского опыта разработан образовательный стандарт и открыта специальность <Управление качеством>, ориентированная на подготовку специалистов высшей квалификации в области УК. В настоящее время более чем в 20 российских вузах готовят специалистов в этой области. И это, несомненно, положительная тенденция.

Однако, это направление имеет один существенный недостаток – оторванность от производства. Выпускники вуза данной специальности будут иметь хорошую теоретическую подготовку, но слабо ориентироваться в вопросах практического применения своих знаний, что характерно для большинства выпускников наших вузов последних лет в связи с резким сокращением (а в ряде случаев – и полным отсутствием) производственных практик по специальности. Этот пробел необходимо устранять, но в условиях экономического спада и того положения, в котором находится большинство дальневосточных (д/в) предприятий, сделать это крайне проблематично.

Выходом из сложившейся ситуации в какой-то мере может быть обучение непосредственно персонала предприятий. Причем, в соответствии с философией TQM (Total Quality Management – всеобщего управления качеством) теории и практике УК следует обучать все категории работников предприятия, независимо от занимаемых должностей и выполняемых функциональных обязанностей. Это требование в полной мере согласуется и с положениями международных стандартов ИСО серии 9000 (ИСО 9000) как версии 1994 года, так и новой версии 2000 года, которая в значительно большей степени приближена к теории TQM.

Обучение всего персонала теории и практике МК – не благое пожелание, а необходимое мероприятие, которое позволит предприятиям ускорить процесс разработки и внедрения систем менеджмента качества (СМК), соответствующих требованиям ИСО 9000 с последующей их сертификацией, а в перспективе – укрепить свое положение на национальном рынке и выйти на зарубежные.

Большую работу в этом направлении уже в течение ряда лет проводят специалисты Дальневосточного регионального Центра по сертификации, научно-технической экспертизе и системам качества – СЕНТЭСК (ДВРЦ-СЕНТЭСК). Учитывая удаленность Дальневосточного региона от центра России и исходя из потребности д/в предприятий и организаций в обучении вопросам МК, специалистами ДВРЦ-СЕНТЭСК был подготовлен и успешно аккредитован в Системе сертификации “Оборонсертифика” Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров (ИПК при ДВГАЭУ) для обучения специалистов предприятий и организаций по программе “Менеджмент качества”. Обучение и подготовка менеджеров по качеству проводится на базе ИПК ДВГАЭУ инструкторами по обучению системам качества (авторитетная германская система сертификации), высококвалифицированными преподавателями ДВГАЭУ, экспертами по системам качества Систем сертифи- кации <ГОСТ Р> и <Оборонсертифика>, специалистами предприятий и организаций.

Как показывает наша практика работы с д/в предприятиями, обучение персонала всех уровней вопросам теории и практики МК является первым и необходимым этапом на пути создания и внедрения СМК. Там, где руководство игнорировало необходимость предварительного обучения всего персонала вопросам МК, впоследствии возникали проблемы на этапе разработки и внедрения СМК: непонимание работниками важности СМК на предприятии и требований ИСО 9000, увеличение сроков разработки документов СМК и т.п. сложности.

Опыт нашей деятельности свидетельствует, что обучение персонала целесообразно начинать с высшего руководства. Программа обучения для него должна быть не более 8 часов. Цель обучения состоит в том, чтобы добиться общего понимания руководством идеологии ИСО 9000, осознания своей роли в процессе разработки и внедрения СМК и ответственности за ее функционирование.

На втором этапе проходят обучение работники среднего звена и инженерно-технические работники (исполнительный персонал). Они должны пройти общий

4-дневный (или более) курс обучения, который позволит им разрабатывать документы СМК на необходимом и достаточном уровне и быть компетентными в вопросах, связанных с разработкой, внедрением и функционированием СМК.

Третий этап – обучение рабочих, в ходе которого до их понимания доводятся высшие цели предприятия, определенные политикой в области качества. Программа этого этапа должна содержать минимум теоретических положений. Основной упор делается на обучение работников методам МК. Основная цель данного обучения – выработать практические навыки применения методов УК непосредственно на рабочих местах.

Подготовка менеджеров по качеству, внутренних аудиторов, и в целом обучение персонала современным достижениям теории и практики в области МК – это дорогостоящее, но своевременное и необходимое мероприятие, которое позволит укрепить положение д/в предприятий на рынке Азиатско-тихоокеанского региона, а это, несомненно, позволит получить прибыль, многократно превышающую расходы, связанные с обучением персонала управлению предприятием на основе качества.

Подтверждением вышесказанного является пример нашего восточного соседа – Японии, где всесторонний подход к проблеме обучения теории и практике УК стал стратегическим направлением развития большинства японских фирм. Руководители японских предприятий осознали необходимость постоянного обучения персонала для успешного функционирования фирм и всячески пропагандируют это на всех уровнях. Тезис, что обучение персонала – это самое выгодное вложение капитала, японские менеджеры успешно реализуют в жизнь. Причем, что касается обучению МК, то этот процесс практически начинается в Японии со школьной скамьи. Кстати, проявление активного интереса со стороны школьников к этой тематике мы смогли наблюдать при чтении нами позновательно-информационных лекций по проблематике УК в ряде владивостокских школ.

Японский опыт в области обучения персонала фирм МК активно перенимают руководители предприятий в различных странах мира, что позволяет им успешно конкурировать на мировых рынках. Хотелось бы, чтобы и руководители наших д/в предприятий уделяли этому вопросу более пристальное внимание и не боялись вкладывать средства в обучение своих работников современным методам менеджмента качества.



Добавить комментарий

Войти через соцсети