После выявления и оценки своих главных конкурентов компания должна разработать маркетинговые стратегии конкуренции, которые позволят наилучшим образом позиционировать ее предложение по отношению к предложениям конкурентов.
Какими широко распространенными маркетинговыми стратегиями может воспользоваться компания? Какие из них являются оптимальными для определенной компании либо для различных подразделений и товаров компании?
Конкурентные стратегии
Определенной универсальной программы не существует. Каждая компания должна определить, какая из стратегий является для нее наилучшей, учитывая свою позицию в отрасли, а также собственные цели, возможности и ресурсы. Даже в пределах одной фирмы для различных видов деятельности или товаров могут потребоваться различные методики решения этой задачи. Чаще всего конкурентная маркетинговая стратегия, принимаемая компанией к исполнению, является не чем иным, как конгломератом из нескольких типовых стратегий и носит свой сугубо индивидуальный характер. Теперь рассмотрим основные конкурентные маркетинговые стратегии, которые компании могут использовать в своей деятельности.
Конкурентные позиции
Компании, конкурирующие на определенном рынке, всегда отличаются своими целями и ресурсами. Одни из них обладают большими ресурсами, а другие испытывают недостаток средств. Одни компании – старые и устойчивые, другие – новые и неопытные. Одни борются за быстрый рост доли рынка, другие – за получение долгосрочной прибыли. Все эти компании будут занимать разные конкурентные позиции на целевом рынке. Майкл Портер предложил четыре основных конкурентных стратегии позиционирования, которым могут следовать компании: три выигрышные стратегии и одну проигрышную. К выигрышным стратегиям относятся следующие:
- Абсолютное превосходство по издержкам. В этом случае компания упорно работает над достижением минимальных издержек производства и распределения, чтобы установить цену меньшую, чем у конкурентов, и завладеть значительной долей рынка.
- Специализация. В данном случае компания сосредоточивает основные усилия на создании высокоспециализированного товарного ассортимента и маркетинговой программы, выступая, таким образом, лидером отрасли в данной категории товаров. Большая часть потребителей предпочла бы обладать подобной маркой, если ее цена не слишком высока.
- Концентрация. В данном случае компания сосредоточивает усилия на качественном обслуживании нескольких рыночных сегментов, а не на обслуживании всего рынка.
Примеров того, как могут работать эти стратегии, даже более чем достаточно как в современном мире, так и в истории мирового рынка. Так, в период создания своей компании Дж. Форд выбрал, по сути, второй путь, поставив целью завоевание как можно большей части рынка. Но уже в середине двадцатого столетия японские автомобильные компании отвоевали значительную часть мирового рынка, использовав вторую из приведенных выше стратегий. Работу “концентрации” можно проследить на примере ряда электронных компаний Республики Корея. Так, “Самсунг” в начале своего продвижения на мировой рынок персональных компьютеров предложил потребителю недорогие, но высококачественные мониторы. И лишь после того как стал одним из признанных лидеров в этом направлении, начал расширять ассортимент предлагаемой продукции. Но и сегодня на этом рынке “Самсунг” представлен лишь в трех-четырех позициях.
Так что компании, которые следуют четкой стратегии (одной из приведенных выше), скорее всего, преуспеют. Те, кто проводят эту стратегию наилучшим образом, будут получать наибольшие прибыли. Но если компании не придерживаются какой-либо четкой стратегии, стараются “держаться середины дороги”, действуют не лучшим образом. Пытаясь преуспеть по всем стратегическим направлениям, они в конечном итоге ни в чем не превосходят.
Совсем недавно два консультанта по маркетингу – Мишель Треси и Фред Вирзема – предложили новую классификацию конкурентных маркетинговых стратегий. Их исходный тезис заключается в том, что компании достигают позиции лидера рынка, предоставляя потребителям наивысшую ценность. Для предоставления высшей потребительской ценности компании могут следовать любой из трех стратегий, называемых ценностными дисциплинами. Вот эти стратегии.
- Функциональное превосходство. Компания обеспечивает высшую ценность, лидируя в своей отрасли по цене и удобству. Она работает над снижением издержек и созданием эффективной системы предоставления потребительской ценности; обслуживает потребителей, которым требуются надежные, хорошего качества товары или услуги, но эти потребители хотят получить их дешево и не прилагать особых усилий.
- Тесная связь с потребителем. Компания обеспечивает высшую ценность с помощью точного сегментирования своих рынков и последующего точного приспособления своих товаров или услуг к нуждам целевых потребителей. Она специализируется на удовлетворении уникальных потребительских нужд, устанавливая с потребителями тесные взаимоотношения и собирая детальную информацию об их личных предпочтениях и привычках; создает детальные базы данных о потребителях для сегментирования рынка и привлечения целевых потребителей и предоставляет персоналу своих маркетинговых подразделений соответствующие полномочия, позволяющие оперативно реагировать на нужды потребителя. Компания обслуживает потребителей, которые готовы заплатить большую цену, чтобы получить именно то, чего они желают, и готова на все ради завоевания долгосрочной приверженности потребителя и извлечения наибольших выгод из долгосрочных взаимоотношений с потребителем.
- Лидирующая позиция по товарам. Компания обеспечивает высшую потребительскую ценность, предлагая непрерывный поток новейших товаров или услуг, что приводит к быстрому устареванию как ее собственных прежних товаров и услуг, так и товаров и услуг конкурентов. Она открыта для свежих идей, находится в неустанном поиске новых решений и работает над сокращением периода разработки товаров, чтобы иметь возможность быстро вывести новый товар на рынок; обслуживает потребителей, которые нуждаются в современных товарах и услугах, не придавая значения затратам, выражающимся в цене или неудобствах.
Концепция классификации конкурентных стратегий как ценностных дисциплин выглядит довольно привлекательно. Она определяет маркетинговую стратегию в терминах целенаправленного стремления предоставить потребителям наивысшую ценность и признает, что руководство компании должно согласовывать каждый аспект деятельности компании с выбранной ценностной дисциплиной, начиная с корпоративной культуры и заканчивая организационной структурой, системами и процессами производства и управления.