Расстановка декораций

Занимаясь строительным инжинирингом, мы повседневно
сталкиваемся с большим количеством организационно-технических задач. Иными
словами, в задачах никогда нет недостатка, нужно только правильно выбирать,
отличать задачи действительно требующие решения от таких задач, которые можно и
не решать. А кроме того, если задача выбрана верно, как спроектировать,
допустим, совершенно новый процесс, освобожденный от стереотипов сегодняшней
практики ведения бизнеса? Мы используем в своей “задачно – проблемной” практике
теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) и сегодня коротко рассказываем об
этом


“Если думаешь, что ты инженер – так думай…”

Генрих Саулович Альтшуллер
15.10.1926 – 24.09.1998
Генрих Саулович Альтшуллер – создатель Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), инженер, изобретатель, основатель научной школы. Он же – известный писатель-фантаст Генрих Альтов. Свое первое изобретение (аппарат для подводного плавания, работающий на перекиси водорода) сделал еще школьником, сам его построил и испытал. В армию ушел добровольцем, служил в отделе изобретательства Каспийской военной флотилии, где с 1946 года и начал создавать свою методологию инженерного творчества.
После письма Сталину об изобретательстве был арестован и получил 25 лет лагерей, но и там продолжал работу над теорией. Реабилитирован в 1954 году.
В 1956 году впервые опубликовал основные идеи будущей ТРИЗ. Автор 10 книг по ТРИЗ и нескольких десятков фантастических рассказов. Г.С. Альтшуллер жил в Баку, затем, после известных событий начала 90-х, в Петрозаводске. В 60-е – 80-е годы Генрих Саулович организовал множество школ ТРИЗ по всей стране, сам провел сотни курсов и семинаров по ТРИЗ для инженеров, конструкторов, ученых, студентов и школьников, подготовил сотни специалистов, в том числе работающих сегодня и за рубежом.
Генрих Саулович Альтшуллер – безусловно, один из выдающихся людей уходящей эпохи.

Если бы меня спросили, в чем состоит сердцевина ТРИЗ, то ответ был бы такой: “Это метод мышления с использованием различных инструментов по преодолению противоречий для создания идеальных продуктов или процессов”. В нашей повседневной производственной практике мы постоянно ищем компромиссы и избегаем противоречий – ситуаций, когда что-то должно быть и не должно быть одновременно… Такие противоречия трудно разрешить, не зная специальных приемов, поэтому мы отступаем перед ними. Но Г.С. Альтшуллер, основатель ТРИЗ, открыл, что любое творческое решение в любой области деятельности человека является результатом разрешения противоречия конкретными приемами, а не результатом поиска компромисса. И на этом факте была построена методология, которая позволила управлять процессом творчества и генерировать идеи гораздо более эффективно.

Например, в нашей практике был случай, когда Заказчику потребовалось обогреть торговый зал розничных продаж и он попросил установить кондиционеры, работающие зимой в отопительном режиме. Анализ показал, что от относительно низких температур (система водяного отопления была маломощной) страдал прежде всего персонал торгового зала непрерывно находящийся перед покупателем. К тому же, кондиционеры неспособны эффективно работать при низких температурах, потребляют большое количество электроэнергии и просто дороги.

Решением было организация локального обогрева каждого рабочего места с помощью длинноволновых излучателей, работающих в диапазоне инфракрасного излучения, что на порядок удешевило обогрев и на порядок же повысило его эффективность.

В этом примере присутствуют признаки творческого решения задачи: острые противоречия в исходной ситуации; выбор идеального направления решения (все изменения сосредоточены в оперативной зоне потребностей персонала); наличие приемов разрешения противоречий (“принцип местного качества”).

ТРИЗ основана на убеждении, что технические системы развиваются закономерно. Эти закономерности были изучены путем систематического исследования и классификации тысяч изобретений по уровням творчества, обобщения изобретательского опыта в области преодоления противоречий, движения к идеальности, следования линиям эволюции технических систем. А конкретно уже при решении задач закономерности реализуются через алгоритмы, разработанные в результате более чем 50 лет исследований в области изобретательства. Творчество преобразуется из озарения в контролируемый инструмент, который может ежедневно использоваться для изобретений.

Но по-прежнему широко распространено мнение, что инструменты творчества основаны только на психологии. Рекомендуются книги и семинары для изучения различных “техник креативности”. Иной раз вдруг обнаруживают, что “правое и левое полушария мозга имеют различные функции, и следует усиленно использовать возможности правого полушария, которое ответственно за креативность”. А еще можно учиться во сне и развивать таким образом свои способности. Главное высвободить 90 % своего умственного потенциала, пропадающего где-то там в безднах подсознания.

Лично я разделяю точку зрения психолога-когнитивиста Д. Дернера: “Мы не располагаем ни 90% неиспользованной мозговой мощности, ни заваленным входом в пещеру сокровищ “техник креативности”, который нам нужно только раскопать, чтобы сразу стать креативнее и интеллектуальнее. Если бы что-то такое существовало, то оно было бы использовано. В мире нет ни одного животного, бегающего на трех ногах и волочащего за собой четвертую как ненужную. Эволюция (или кто-то еще) снабдила нас мозгом, который функционирует так, как он функционирует, и не иначе”.

ТРИЗ позволила нам изобретать, придумывать новые вещи, новые концепции, новые технологии, новые решения для старых проблем и при этом не зависеть от прихотей всяческих “подсознаний”. ТРИЗ предоставила возможность организации и управления процессами мышления, избегая случайностей в инновационном развитии своих организаций.



Добавить комментарий

Войти через соцсети