Расстановка декораций

“Расстановка декораций”. Эта статья продолжает тему
“Практикум бизнеса” (начало см. в ВБ №10(30)). Точнее, она будет отвечать на
вопросы, которые нам задают по реинжиринингу бизнес-процессов Аптеки №91
(помните – “Аптеку построить – это не ешака купить:”). На сегодня в
Дальневосточном регионе, пожалуй, это единственный успешный опыт реинжиниринга
бизнес-процессов фармацевтического предприятия. Мы попытаемся этой статьей
ответить на наиболее острые и на наиболее часто встречающиеся вопросы.


“Ешак”… и реинжиниринг

Что такое реинжиниринг бизнес-процессов? Реинжиниринг бизнес-процессов – это создание совершенно новых и более эффективных бизнес-процессов без учета того, что было раньше. При реинжиниринге не задают вопросы: “Каким образом мы можем выполнить нашу работу быстрее?”, “Каким образом мы можем выполнить нашу работу лучше?” и т.д. Задают один вопрос: “Почему мы вообще делаем эту работу?”

Что такое бизнес-процесс? Это набор операций (потоки работ), которые, взятые вместе, создают результат, имеющий ценность для потребителя.

Почему реинжиниринг бизнес-процессов считается высокорисковым занятием для предприятия? Примерно 50 – 70 % попыток реинжиниринга терпят неудачу, не достигнув ожидавшихся результатов. Это мировая статистика и причины неудач довольно стандартны, не зависят ни от отрасли бизнеса, ни от страны пребывания бизнеса. А именно:

  • Уменьшают ресурсы, выделенные на реинжиниринг (“ты сначала подорвись немножечко, а мы тебе потом добавим массы до критической:”);
  • Прекращают изменения при первых трудностях, либо при первых признаках успеха (“синица в руках лучше журавля в небе:”);
  • Довольствуются незначительными результатами (“”настоящие” герои всегда идут в обход:”);
  • Пытаются “отладить” процессы вместо того, чтобы изменить их (“Америка России подарила пароход – огромные колеса, но очень тихий ход:”);
  • В ходе реинжиниринга не учитывают ценности и убеждения персонала компании (“:мы разрушим до основания, а затем – мы наш, мы новый мир построим:”, – далее пытаются в меру собственных амбиций рисовать радужную перспективу персоналу компании);
  • Стремятся провести реинжиниринг безболезненно для всех (“Все хорошо, прекрасная маркиза, дела идут, и жизнь легка:”) и т.д.

В чем состоит различие между реинжинирингом и программами реорганизации компаний? Программы реорганизации компании не имеют ничего общего с радикальным перепроектированием бизнес-процессов. Реорганизация, в отличии от реинжиниринга, осуществляет изменения не в рабочих процессах, а в административных конструкциях.

Почему у персонала консультируемой организации возникает сопротивление нововведениям? Реинжиниринг – это всегда радикальные изменения, то, что было известным прежде, становится неизвестным и непривычным. А большинству людей не нравятся радикальные, особенно стремительные, изменения.

На первой стадии реинжиниринга негативная реакция вызывается ожиданиями перемен. Перемены еще впереди, а воображение и частные разговоры людей порождают химеры страха. Гнев и беспокойство направлены на руководство, сторонних консультантов и на тех коллег, кто положительно относится к переменам. Внешние проявления внутренних состояний – это паника и, как следствие, гнев.

На второй стадии, когда собственно перемены пошли и ускоряются, возникает чувство глубокого замешательства. Консультант Боб Маршалл пишет: “Замешательство вызвано пребыванием сразу в двух мирах: в старой и новой организации и культуре”. Состояние людей описывается одним словом – это изумление. В этот момент изменения становятся притягательны.

На третьей стадии, приобретя некоторый опыт управления прежде всего изменениями, люди начинают реально работать в новой организации. “Здесь начинают возникать положительные чувства, такие, как ожидание перехода на новый участок работ и чувство компетенции в новой обстановке”, – говорит Б. Маршалл.

Что будет самым главным на пути успеха реинжиниринга?

  1. Придумать будущее своего бизнеса.

  2. Не “сползать” в перепроектирование прошлого своего бизнеса.

  3. Признать внутренне, что в процессе перемен возникают проблемы и относится к ним – к проблемам – как к открытию чего-то нового.

  4. Взять на себя персональную ответственность за изменения. В литературе по реинжинирингу даже есть специальный термин “хозяин процесса”. Хозяин процесса отвечает за ход и результат всего бизнес-процесса в целом, а поскольку процессы пронизывают всю организацию насквозь, такая формулировка предполагает ответственность за работу различных функциональных подразделений перед конечным потребителем.

Какова роль внешних консультантов и формы организации их работы? Условно существуют две формы консалтинга: “эксперт” и “процесс”.

Консультанты-эксперты приходят в организацию и используют свои знания о том или ином предмете, чтобы объяснить организации, что нужно делать и, если организация с этим соглашается, внедряют свои предложения.

Консультант по процессам – это тот, кто при помощи комбинации педагогических, развивающих и коммуникативных приемов “вытягивает” ответы из сотрудников организации и обеспечивает им необходимую поддержку при внедрении. На наш взгляд, при реинжиниринге важно, чтобы контроль находился в нужных руках, т.е. внутри организации, следовательно процессный подход предпочтителен ( по М. Робсону, Ф. Уллаху. Реинжиниринг бизнес – процессов).

В каких областях бизнеса получен наибольший опыт проведения реинжиниринга? Раньше других (в 1992-1993 гг.) реинжиниринг начал применяться в страховании, в телекоммуникации и энергетике, затем он проник в химию, электронику, вычислительную технику, производство товаров широкого потребления. С 1994 г. началось активное внедрение реинжиниринга в банки и правительственные учреждения. При возникновении реинжиниринга многие специалисты считали, что его целесообразно применять к крупным компаниям с многомиллиардным оборотом. Однако опыт показал, что реинжиниринг с успехом применяется и к отдельным подразделениям крупных компаний, и к совсем маленьким компаниям (по Е. Ойхману, Э. Попову. Реинжиниринг бизнеса).



Добавить комментарий

Войти через соцсети