Эффективность вашей рекламы. Миф или реальность?
От редакции: Уважаемые читатели, в этом номере мы открываем рубрику «Cтраничка маркетолога». Нам очень интересно Ваше мнение по вопросам, рассмотренным в материалах рубрики. Пишите, задавайте интересующие Вас вопросы. Мы будем приглашать для консультаций специалистов соответствующих областей рекламы, маркетинга, PR.
С чего начинается … Нет, не Родина – реклама вашего предприятия? С прихода рекламного агента? С рассерженной реплики клиента «Вы бы хоть вывеску повесили!»? Или все-таки с анализа экономических показателей работы предприятия, объемов продаж по каждой из их ассортиментных единиц? С планирования вывода на рынок нового товара или с изменения свойств существующего?
Упрощенно, реклама – это способ сообщения определенной информации, определенному кругу лиц, в определенный период времени. Т.е имеют место как минимум три составляющие: собственно сообщение, прогнозируемая аудитория и временная привязка.
В данном материале коснемся лишь одной составляющей – прогнозируемой аудитории.
Еще в детстве, изучая окружающий нас мир, мы заметили, что яблоки растут только на яблонях, клубника – только на грядках с клубникой. При этом и то и другое, как правило, растет на специально обрабатываемых людьми площадях, и крайне редко – самостоятельно. Позже мы узнали, что некоторые культуры растут на строго определенных территориях. Весь накопленный в данной области объем знаний необходим нам для того, чтобы вести поиск необходимого нам продукта с максимальной вероятность успеха (зачем искать кокосовые орехи в тундре). Знания позволяют нам минимизировать затраты, необходимые для достижения цели, и, кроме того, менять цели при изменившихся обстоятельствах.
К чему все эти клубнично-яблочные рассуждения? Лишь для иллюстрации ситуационной схемы действий: чем большей информацией о свойствах искомого вы располагаете, тем меньше сил на его поиск вы потратите.
Теперь это же, но в приложении к рекламе:
- Чем точнее вы знаете положительные и отрицательные качества рекламируемого товара, тем точнее вы определите интересующие вас целевые группы потребителей.
- Чем точнее вы определили интересующие вас целевые группы потребителей, тем:
- доступнее для них вы можете изготовить рекламу,
- тем точнее вы сможете выбрать СМИ для размещения рекламы.
- Чем точнее вы сможете выбрать СМИ для размещения рекламы, тем точнее вы сможете выбрать время или место размещения рекламы.
- Чем: доступнее вы изготовите рекламу, точнее выберите СМИ, точнее выберите время размещения, тем выше будет эффективность каждого вложенного в рекламу рубля.
В приложении к медиапланированию, профессионалы пользуются проверенным годами работы алгоритмом действий:
- Уяснение рыночной задачи. (Например, реклама товаров и услуг, способствующая улучшению сбыта; реклама, направленная на получение прибыли в будущем; реклама – побуждение к действию; реклама образа товара, марки, фирмы и т.д.).
- Формулирование задачи рекламной кампании. (Например, узнаваемость и доверие; восприятие оптовиками; спрос на конкретный марочный товар; противоборство сезонности; сокращение сроков вывода на рынок; устранение сбора случайных заказов; укрепление убежденности продавца; представление новой упаковки, новых свойств прежнего товара; льготы и спецпредложения; изменение репутации; побуждение потенциальных клиентов к посещению выставки, магазина и другие и др.).
- Определение ключевых преимуществ товара. Каждые из товаров или услуг имеют какие-либо положительные качества. При проектировании одной рекламной кампании, американские маркетологи определили более 20 полезных свойств туалетного мыла. Разумеется, использовать в рекламе все положительные свойства ошибочно. Вам придется выбрать главные, ключевые преимущества, отличающие ваш товар от аналогов и сконцентрировать свои усилия на донесении этих преимуществ до потребителя в рекламе.
- Определение целевых групп потребителей. Целевые группы определяются по каким-либо признакам, общим для всей группы: возраст, профессия, наличие определенных товаров (автомобиль или аудиоплейер), наличие определенных свойств (экстрасенсы, больные ревматизмом, женщины с длинными волосами) и т.д. В вашем случае общим для целевой группы должно быть отношение к ключевым преимуществам товара.
- Выбор вида рекламы. Цель рекламы, свойства товара и целевая группа предопределят ваш выбор видов рекламы: маленькая (короткая), только с фирменным знаком, но длительное время – для рекламы торговой марки; большая, яркая, броская – реклама сезонных скидок; серия статей, репортажей, передач – создание определенного отношения к чему-либо, подготовка общественного мнения к чему-либо, и т.д.
- Выбор СМИ. Дейл Карнейги говорил: «Когда вы идете на рыбалку, забудьте, что вы любите клубнику со сливками. Рыба любит мух и червяков, берите с собой их». Когда вы выбираете СМИ, забудьте о том, что слушаете-смотрите вы и ваши знакомые. Как правило, вы и ваши знакомые – одна целевая группа, со схожими интересами. Если вы принимаете решение по рекламе – значит вы принадлежите к очень узкой целевой группе, и при принятии решений относительно массового сознания опираться на ваш жизненный опыт и на ваше отношение к СМИ – преступление для вашего предприятия! Опирайтесь на данные социально-демографических исследований аудиторий СМИ. Благо, сегодня такая информация существует, она качественная и постоянно обновляется. СМИ должно дать вам внятный ответ о социальном составе аудитории, ее доходах, информационных интересах и т.д. В настоящее время ряд СМИ г. Владивостока включил данные из социологических исследований в стандартный презентационный пакет своих менеджеров по рекламе. Заказчик рекламы имеет право знать основные характеристики аудитории СМИ. Необходимо понимать, что не существует простых рейтингов СМИ: хороший-плохой. Одни СМИ популярны у тинейджеров, другие пользуются доверием у пенсионеров, одни у руководителей, другие у домохозяек и т.д. Забудьте о себе «рыба любит мух». Подбирайте СМИ к вашим целевым группам.
- Выбор времени эфира, места размещения на полосе. Разные целевые группы потребителей имеют различные интересы и соответственно могут интересоваться совершенно различными материалами в одном и том же СМИ. Кроме того, различные целевые группы ведут различный образ жизни: не имеет смысла давать рекламу металлорежущих станков на полосе кроссвордов и гороскопов, как и рекламу препаратов от ревматизма на тинейджерском радиоканале – у них еще нет ревматизма; как и рекламу препаратов для женщин где-либо, кроме РТР, во время трансляции сериала «Санта-Барбара» и т.д. Существуют очень четкие рейтинги активности аудитории по времени суток, дням недели, месту прослушивания (радио) и по другим параметрам, в которых видно, что ошибка в выходе рекламы в 5-10 минут может уменьшить аудиторию в 2-3 раза – «они только что уехали на работу».
- Контроль точного выполнения медиаплана. Вся ваша работа по составлению медиаплана может быть нарушена небрежной работой при размещении рекламы: нарушение графика рекламы, изменение времени выхода и местоположения рекламы, низкое качество воспроизведения и пр. Необходим постоянный контроль за строгим соблюдением графика выхода и качества рекламы. Вам придется либо самостоятельно вести эту трудоемкую работу, либо обращаться в компании, занимающиеся мониторингом СМИ.
Как вы поняли, для принятия продуманных и выверенных решений, вам будут необходимы:
- Исследования потребителей товара для определения целевых групп;
- Данные по социально-демографическим свойствам аудиторий СМИ;
- Данные по интересам и активности аудиторий СМИ;
- Мониторинг (отслеживание) выхода рекламы.
К радости или к счастью, во Владивостоке уже сформировался слой компаний оказывающих услуги в перечисленных выше областях, либо имеется качественная информация по обозначенным вопросам. Имеются специалисты достаточной квалификации, чтобы качественно консультировать и оказывать помощь в проектировании и производстве рекламы, медиапланировании и проведении маркетинговых исследований, PR и мониторинге.
Уважаемые руководители и специалисты! От ваших решений сегодня зависит благополучие вашего бизнеса, благосостояние ваших работников, будущее ваших детей, будущее России. Предлагаю формулу ведения бизнеса от МА «Рейтинг»: «Вместе и профессионально».