В предыдущем номере “ВБ” мы говорили о том, как добыть деньги. Сейчас уместно рассказать о том, как с помощью этих денег добиться прибыльности предприятия и контроля за уровнем расходов.
Процветающая компания – это компания, получающая устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача может быть реализована на стабильной основе, если предприниматель применяет эффективные методы планирования, учета, анализа, контроля и управления объемами производства и затратами.


Безубыточная работа, или каков должен быть объем производства, чтобы работать с прибылью

Анализ безубыточности указывает на критический уровень объема производства, при котором оно еще остается прибыльным. Этот анализ также необходим для оценки делового риска. Он отвечает на следующий вопрос: «Сколько я должен продать, чтобы быть прибыльным?»

Уровень безубыточности предприятия
рассчитывается по следующей формуле:


Чтобы понять практическое применение данной концепции, разберем наглядный пример.

Предположим, что компания “Три бобра” занимается изготовлением и продажей мебели. Произведя все расчеты, мы получим следующие данные:

  • прибыль компании при изготовлении и продаже 100 единиц мебели составит 50 000 рублей,
  • маржинальная прибыль – 150 000 рублей.

Рассчитаем теперь, сколько необходимо продать мебели, чтобы достичь безубыточности производства.

  • Количество изделий – 100 штук.
  • Цена реализации – 3 000 руб.
  • Выручка от реализации – 300 000 руб.

Переменные затраты:

  • Материалы – 100 000 руб.
  • Оплата труда – 50 000 руб.
  • Маржинальная прибыль – 150 000 руб.

Постоянные затраты:

  • Накладные затраты пр-ва – 75 000 руб.
  • Затраты офиса – 25 000 руб.
  • Прибыль – 50 000 руб.
  • Маржинальная прибыль на одно изделие: 150 000/100 = 1 500 рублей.
  • Постоянные затраты: 75 000+25 000 = 100 000 руб.
  • Уровень безубыточности = 100 000 /1 500 = 66,7 = 67 ед.

Таким образом, компания должна продать 67 единиц мебели на сумму 67 х 3000 = 201 000 рублей, чтобы достичь безубыточности и покрыть постоянные и переменные затраты (см. график 1).

Как только пройдена эта точка, компания начинает получать прибыль.

Как и в физике, в бизнесе существует ряд допущений, которые лежат в основе применения вышеописанных методов к реальным экономическим данным.

Для того чтобы точнее представить область применения анализа безубыточности, перечислим некоторые допущения, использованные для постро- ения вышеописанных моделей:

  1. Поведение общих затрат и выручки жестко определено и линейно в пределах области рассматриваемого периода;
  2. Все затраты можно разделить на переменные и постоянные (см. глоссарий);
  3. Постоянные затраты остаются независимыми от объема производства. Более реалистично предположение о том, что они изменяются ступенчато;
  4. Переменные расходы остаются зависимыми от объема выпуска;
  5. Цена реализации выпуска не меняется;
  6. Производительность не меняется.

Итак, анализ безубыточности компании – неподвижная концепция, но она может использоваться в динамичной ситуации, помогая предпринимателю в планировании и контроле над работой предприятия. Основное внимание анализа безубыточности акцентируется, в первую очередь, на воздействии объёма продаж на затраты и прибыль.

Но стоит понимать, что поиск точки безубыточности не является целью управления, его преимущество – в ответах на многие поставленные вопросы. Ведь предпринимателей зачастую не столько интересует реальная точка безубыточности, сколько эффект регулирования затрат и цен реализации, общее понимание того, как полученный результат может быть приспособлен к определённым, необходимым продажам, приносящим доход.

Отсюда вывод: хотите работать без убытков и максимально быстро нарастить объем производства, приносящего явную прибыль, произведите соответствующие расчеты, вычислите точку безубыточности – наверняка, конкурентам не поздоровится…

Как сказал один из героев культового фильма «Матрица»: «Я смогу лишь показать только дверь – войти в нее придется тебе самому».


БЕЗУБЫТОЧНАЯ РАБОТА (ГЛОССАРИЙ)

Выручка от реализации – выручка, полученная организацией от реализации товаров или услуг за определенный период времени.

Переменные (условно-переменные) затраты – затраты, изменяющиеся пропорционально изменению уровня деятельности (производству, объему оказанных услуг или реализации).

Например, затраты на сырье, в общем случае удваивающиеся при увеличении вдвое уровня производства, рассматриваются как переменные. Именно эти затраты также в совокупности составляют себестоимость реализованной продукции. Их иногда еще называют прямыми затратами, хотя они не всегда совпадают с переменными.

Типичными переменными затратами являются:

  • оплата сырья, материалов;
  • оплата труда, сдельная и т. д.

Постоянные (условно-постоянные) затраты – затраты, остающиеся неизменными при изменении уровня деятельности (например, если увеличение объема реализации не будет влиять на административные затраты, то их можно рассматривать как постоянные). Эти затраты компания несет в течение определенного периода своей деятельности. Они также известны под названием косвенные или накладные затраты, хотя это не одно и то же.

Типичными постоянными затратами являются:

  • административные;
  • аренда помещений;
  • амортизация;
  • оплата телефона и т. д.

Маржинальная прибыль – это разница между выручкой от реализации и переменными затратами на реализуемые изделия или услуги. Она выражается либо как абсолютная величина, либо как маржинальная прибыль на единицу изделий, либо как процент от выручки.

Точка безубыточности – это такой уровень деятельности, при котором компания не получает прибыли, но и не несет убытков, т. е. точка равновесия, где все суммарные затраты равняются суммарным доходам/выручке.



Добавить комментарий

Войти через соцсети