Методы оценки персонала – почувствуйте разницу

Еще совсем недавно на многих предприятиях практиковался простой подход к решению кадровых вопросов. Работнику давали понять, что если ему что-то не нравится, то свое несогласие он может продемонстрировать в другом месте, другому руководителю, в конечном счете – на бирже труда. Эффект был: руководитель хотел иметь послушных исполнителей при минимальных затратах на их содержание и он их получал. Сегодня ситуация изменилась. Руководитель, предприниматель, работодатель уже не просто хочет иметь работников, а делает ставку на таких из них, с помощью которых можно достичь целей предприятия, организации, компании. Если целью является развитие, стабильность на рынке, преимущество среди конкурентов, то нужны не просто классные специалисты, а подходящие, способные за минимальный срок при минимуме затрат и с огромным желанием выполнить поставленную задачу! А это уже совсем другой подход, другие методы подбора кадров, иные критерии при их оценке. Многие руководители сталкиваются с тем, что совсем непросто отладить кадровый механизм.

Вопросы, связанные с людскими (правильнее, трудовыми) ресурсами предприятия, действительно, очень тонкая, деликатная сфера. Именно поэтому работодатели все чаще обращаются к специалистам или приглашают таковых на работу (что, кстати сказать, дешевле). Первое, что в таких случаях приходит в голову – психолог, потому как психология “занимается” человеком. Но это не единственная возможность.

Ниже мы хотим познакомить руководителей, а также представителей кадровых служб, с еще одним из возможных “инструментов”. Речь идет о методах, которые использует соционика.

Соционика – ветвь психологии, но как наука – одна их самых молодых в мире. Она основывается на точных законах информационного обмена. Чтобы понятнее было неспециалисту, ей можно дать такое определение: наука о типах личности человека, проявлении этих типов в конкретных ситуациях, взаимоотношениях между ними.

Исходных типов личности всего шестнадцать. Определив социотип вашего сотрудника вы сможете иметь представление о его сильных и слабых сторонах. Почувствуйте разницу: иметь представление о характере человека (это психология) и о его сильных и слабых сторонах для той или иной деятельности в рамках вашего предприятия (соционика).

Многочисленные тесты, которыми пользуется психология, бывают очень громоздкими (до нескольких сотен вопросов), на их выполнение необходимо затратить массу времени, а рекомендации, которые вы получаете в результате тестирования, часто либо слишком абстрактны, либо сформулированы на уровне здравого смысла и поэтому вполне понятны и без тестирования.

Преимущество соционики – в быстроте диагностики и конструктивности.

А теперь о том, как это применяется на практике. Предположим, Вам необходимо подобрать сильного менеджера (эффективного руководителя какого-либо подразделения – называйте, как хотите). Многие необходимые качества для руководителя являются взаимоисключающими: например, способность решать стратегические и тактические задачи. Конкретный же человек способен в большей степени либо к одному, либо к другому. На определенных этапах развития организации тактические задачи могут превратиться в стратегические и наоборот. Это положение относится ко всему набору качеств и черт характера руководителя любого уровня управления. Отсюда делаем вывод – идеального руководителя нет и быть не может, разные задачи эффективно могут решать разные люди. Это и есть главный принцип: вопрос об использовании того или иного специалиста можно ставить в плоскости – годится ли данный человек, обладающий определенным набором психологических черт, для выполнения задач того или иного рода?

Из множества качеств соционика может прогнозировать такие, как воля, напористость, динамичность, склонность к решению стратегических или тактических задач, фронтальному или иерархическому лидерству, способ установления делового контакта и форму проявления деловой активности, организацию взаимодействия с людьми, отношение к конфликтной ситуации и компромиссу.

Для интереса – несколько примеров применения соционических подходов в масштабах более значительных, чем одно предприятие. Почему некоторые фирмы процветают, хотя находятся практически в тех же условиях, что и другие. Одну из таких фирм специалисты-соционики исследовали некоторое время назад. Это довольно известный комбинат, коллектив которого одним из первых в стране взял свое предприятие в аренду. Результаты исследования показали: руководящее ядро на этом комбинате было сформировано по законам межличностной совместимости, информационный обмен шел без утечек и без избытка, что исключало психологическую напряженность – возможный очаг конфликтов.

Дальнейший анализ ситуации на этом предприятии высветил еще одну особенность: руководитель комбината относится к социотипу интуитивно-этический эктраверт. Люди этого типа наделены очень развитой интуицией и проницательностью. Ему удалось сформировать работоспособное ядро чисто интуитивным путем. Результат – успех предприятия.

А самый последний пример использования методов соционики – об этом недавно написал “Московский комсомолец” – медицина. “Тяжелых” больных в палатах решили попробовать разместить по принципу психологической совместимости. Стоит ли говорить о результате?

Вопросы, касающиеся взаимоотношений руководителя со свои персоналом Вам помогут решить специалисты. Обращайтесь, если:

– вам необходимо дать подробный анализ личности и составить на этой основе деловую характеристику человека, работника предприятия, претендента на вакантную должность

– есть необходимость подобрать эффективный вид деятельности каждому человеку, в частности установить способ предпринимательской деятельности, наиболее эффективный для этого типа личности.

– хотите рационализировать межличностные отношения на основе психологической совместимости.

– хотите избегать конфликтов, разрешать назревшие противоречия.

– желаете найти подход к интересующему вас человеку (например, уникальному специалисту, которым может принести немалую пользу предприятию, а вот характером, на ваш взгляд, не вышел).

– задумываетесь об оптимальной информационной стратегии фирмы.

– считаете необходимым использовать научные методы при подборе и расстановке кадров.

В условиях рынка, конкуренции преимущество у тех компаний, где перечисленные выше вопросы успешно решаются. Выбор за Вами!

Если Вас заинтересовала информация, появились сомнения, вопросы или конкретные предложения, дайте знать в редакцию журнала.

Желаем Вам добиться поставленных целей!



Добавить комментарий

Войти через соцсети