Как установить границы между рабочим и личным

Кто сплетничает с вами, тот будет сплетничать о вас
Испанская пословица
Руководителю важно наладить доверительные отношения с сотрудниками, но при этом не стать жертвой манипуляторов. Многие пытаются делать ставку на эмоциональную связь с сотрудниками, но установить границу между рабочим и личным очень трудно. Не хочется казаться бесчувственным начальником, но и подробности личной жизни могут повлиять на объективную оценку их работы в будущем. Хорошо, если у ваших работников в жизни все отлично – это повышает им настроение и позитивно повлияет на выполнение обязанностей. А что делать с совершенно ненужной и неполезной для руководителя информацией, которая может обернуться против него самого? В этой статье мы расскажем почему руководителю не стоит делать ставку на эмоциональную связь с сотрудниками.
Возможные манипуляции со стороны сотрудников
Любая дополнительная информация о личной жизни может стать поводом для манипуляций. Главная задача манипулятора — вызвать необходимые чувства и эмоции и, к сожалению, руководители постоянно сталкиваются с манипуляцией со стороны подчиненных. Как им противостоять? Во-первых, поймите, какие чувства вызывает у вас манипулятор. Во-вторых, с чем эти чувства связаны. И в-третьих, разоблачите манипулятора, объяснив, что он не достиг цели.
В моей практике был случай, когда руководитель отдела продаж одной компании каждый день жаловалась на сына-подростка, рассказывала, как ей трудно дается воспитание. Стала опаздывать на работу, уходить раньше все чаще. При этом компания потеряла постоянного клиента и вместе с ним хорошую прибыль. Когда руководитель вызвал ее и попросил объяснений, он услышал: «Вы же знаете, как мне сейчас трудно. Я вам об этом все время говорю».
Проработав ситуацию, руководитель осознал, что им манипулируют, играют на жалости. Выходом из положения стал честный разговор о непосредственных обязанностях сотрудницы, прописанных в трудовом договоре, с обязательным условием их четкого выполнения. Ей было предложено вернуться к выполнению своей работы или взять неоплачиваемый отпуск до тех пор, пока ситуация с сыном не изменится. Как только начальница отдела поняла, что манипуляция раскрыта, все изменилось, работа наладилась, дисциплина вернулась, разговоры и жалобы прекратились.
Втягивание руководителей в офисные интриги
Руководитель всегда должен не только видеть, но и создавать атмосферу в коллективе. В его силах создать неблагоприятный климат для любых сплетен и козней. Окружающие всегда чувствуют, будет ли начальник заинтересован в слухах и подобной сомнительной информации. Директор одной компании лишился молодого и перспективного сотрудника, недавно пришедшего в отдел. «Старожилы» отказывались с ним работать, распускали про него слухи по всему офису — боялись конкуренции и делали его жизнь на работе невыносимой. Руководителю же ситуация подавалась таким образом, что во всем виноват был новый сотрудник. Новенький уволился сам сразу после испытательного срока, руководитель бы очень расстроен, поскольку вместе с ним ушли хорошие идеи и проекты.
Решив все же разобраться в ситуации, руководитель поговорил с другими сотрудниками, наблюдавшими конфликт со стороны. Оказалось, что на самом деле вина полностью лежала на парочке «старожилов». Он счел такое поведение неприемлемым и уволил сотрудников. Более того, директор пошел дальше и вернул «новенького» на хорошую должность и достойную зарплату, которую, надо сказать, он полностью оправдал. Я всегда вспоминаю знаменитую испанскую пословицу: кто сплетничает с вами, тот будет сплетничать о вас. Следите за ситуацией в офисе, решайте только рабочие конфликты, стараясь не переводить их область личных отношений.
Размывание авторитета руководителя
Все откровенные разговоры, а тем более жалобы могут привести к более серьезной ситуации — обесцениванию авторитета руководителя. Ведь если руководитель такой же человек, как и они, со своими слабостями и проблемами, о которых все знают, некоторые могут этим воспользоваться. Распоряжения и указания начальника начинают восприниматься через призму личных отношений: «да, у него просто плохое настроение», «в семье разлад, вот он и срывается», «зачем его слушать, он сейчас не в лучшей форме» и т.д. Как этого избежать? Всегда держаться в рамках профессиональных интересов. Если кто-то из сотрудников пытается перевести неприятные разговоры в плоскость личных отношений, строго это пресекать. Авторитет руководителя должен быть непререкаемым.
Совсем не имея личных отношений, конечно же, общаться невозможно. Иногда сотрудникам тоже важно искреннее поощрение, которое может сработать, как отличная мотивация. Но все же не выстраивайте мотивацию только на чувствах. Профессионализм руководителя – лучший пример для подчиненных.
Как защититься от манипуляций бухгалтера
Виноваты все, кроме меня. Бухгалтер ругает своего предшественника, рассказывает вам эмоциональные истории, что последствия чужой некачественной работы он будет разгребать еще долго? Если вы не уволили предыдущего сотрудника именно за эти косяки, то такая защитная реакция должна стать для вас первым звоночком. Таким образом сотрудник перекладывает ответственность за возможные косяки на того, кто был до него. Он цепляется к каждой запятой, раздувая, порой, несущественные косяки до бед мирового масштаба. При этом, настоящие проблемы компании не афишируются. Рано или поздно, это приведет к катастрофе и ущербу для компании, а бухгалтер уйдет в туман с грозными криками «А я же говорил, что тут кошмар».
Что делать? Попросите предоставить вам полный и подробный отчет о проблемах в письменном виде. Так вы легко поймете, на самом ли деле у вас проблемы или бухгалтер прост манипулирует вами в своих целях.
Фиктивные больничные. Заметили, что увеличилось количество больничных, хотя сотрудники на местах? Это важный сигнал проверить работу бухгалтера. Не редко можно встретить схемы с использованием фиктивных больничных, пособий по уходу за детьми сотрудников, которые вообще не работают в компании. Опасность такого мошенничества еще и в том, что бухгалтер крадет деньги не напрямую у вас, а у фонда социального страхования. Первая же проверка обернется для вас серьезными проблемами.
Откровенное воровство. Сюда можно отнести схемы, когда бухгалтер перечисляет деньги фирмы на подставные счета. Корень проблемы в излишнем доверии к сотруднику. Если руководитель предпочитает не вдаваться в подробности работы бухгалтерии, полностью доверяет сотрудникам – велик риск оказаться жертвой мошенников. Вам поможет только контроль и периодические проверки. Достаточно раз в месяц пройтись по переводам, чтобы обнаружить утечку денег.
Работа по откатам. Если за работу с контрагентами и подрядчиками отвечает бухгалтер, то стоит ответить на пару вопросов. Давно ли вы работаете с одними подрядчиками, хотя на рынке есть более удобные и качественные альтернативы? Не потому ли, что бухгалтер получает «благодарность» за лояльность? Бухгалтер может действовать по двум схемам. Первая – это тянуть с взысканием долгов с контрагентов до того момента, когда это будет невозможно. Вторая – это работа с поставщиками, которые нашли ключик к продажному сердцу вашего бухгалтера.
Игра в одну сторону. Если у компании два владельца, то важно следить, объективен ли бухгалтер. При малейших разногласиях, он может начать предоставлять вам ложные сведения и неверную финансовую информацию.
Вы платите лишнее. Бывают случаи, когда бухгалтер не уверен, что верно все посчитал. Печально, но факт. Тогда, он решает перестраховаться и заплатить немного больше налогов, на всякий случай. Налоговая не оштрафует вас за это и не придет с проверкой, однако, за пару лет такой системы вы можете недосчитаться внушительной суммы. Для этого важно, либо сразу разобраться в сумме налогов, либо периодически проверять бухгалтерию.
Все хорошо, даже когда все плохо. Бухгалтер ни на что не жалуется, все прекрасно и все довольны. Вы уверенны, что это так? Здесь может скрываться несколько проблем, например, бухгалтер не справляется, но не говорит вам об этом. Долги, недоплаты, незакрытые документы копятся и рано или поздно свалятся на голову владельца. Вторая возможность: бухгалтер совершает за вашей спиной мошеннические действия и отчаянно пытается не привлекать к себе внимание.
Итог
Лучший способ обезопасить себя и свою компанию – периодически проводить аудит. Самостоятельно же стоит контролировать несколько пунктов:
- Хотя бы иногда проверяйте статус расчетов и долгов.
- Отслеживайте перечисления с ваших счетов – нет ли там контрагентов, которых вы не знаете?
- Периодически проверяйте кассовые книги и отчеты.
https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/kak-obmanyvaut-buhgaltera/