Что делать, если работник угрожает уволиться со скандалом

Вашу жизнь портят не те сотрудники, которых вы уволили, а те, которых вы не уволили
«Уйду и со мной уйдет пол-отдела!» Это реальная угроза или шантаж со стороны сотрудника, заявившего об увольнении? Истории про то, как целый отдел покидает компанию в знак протеста или во имя идеи, чаще происходят в фильмах про стартапы и производственных романах. В реальном мире, а особенно в том, где работает отечественный малый и средний бизнес, такое случает редко. Но все же случается.
Когда и почему сотрудники уходят всем отделом?
Если не брать в расчет слияния, поглощения или банкротства компаний, то массовые увольнения обычно происходят тогда, когда менеджер или неформальный лидер уходит на более высокую позицию и перетягивает свою команду на свое новое место работы. Но вы об этом узнаете, вероятнее всего, только по факту – без угроз, скандалов и лишних разговоров
В остальных ситуациях всем отделом сотрудники уходят только по причине острого конфликта с руководством и неудовлетворительных условий труда. Нужно отметить, что в компаниях с плохим менеджментом, самодурством начальства, задержками зарплаты и другими серьезными проблемами такого уровня, в принципе большая текучка. Но любое громкое увольнение в этом случае может спровоцировать цепную реакцию: просто потому что рано или поздно наступит переломный момент, когда все поймут, что работодатель никудышный и терпеть дальше не будут. Увольнение лидера или пользующегося уважением сотрудника может стать таким переломным моментом в конфликте между руководством и подчиненными.
Если же в компании нормальная атмосфера и условия труда – сотрудники предпочтут стабильность, даже если какие-то отдельные моменты в работе не нравятся. Бросить все и уволиться вслед за неформальным или формальным лидером – мощный порыв. Но все понимают, что поиски новой работы могут затянуться надолго, а покупать еду, одежду и оплачивать коммунальные нужно стабильно каждый месяц.
Что делать с шантажистом?
Как только прозвучит сакральная фраза: «Да за мной весь отдел уволится», – любые переговоры и попытки замять конфликт с сотрудником должны прекратиться. Не вести переговоров с шантажистами – первое правило. Второе – уволить, как можно скорее. Почему так, и никак иначе:
- Как только начинаются переговоры – вы теряете контроль над ситуацией. Вы по сути идете на поводу у манипулятора, который именно этого и добивается своими угрозами.
- Вы теряете авторитет у подчиненных. Все узнают, каким способом было продавлено решение, сразу, как только шантажист покинет ваш кабинет.
- Вы провоцируете других сотрудников воспользоваться тем же способом для решения своих вопросов и проблем.
Увольнение шантажиста – единственный способ сохранить авторитет и нормальную атмосферу в коллективе. Почему это нужно сделать незамедлительно? Если шантажист попытался манипулировать вами, то и по отношению к другим сотрудникам он попытается поступить так же. Умело манипулируя коллективом, шантажист может сделать так, что даже те сотрудники, которые относятся к нему нейтрально или негативно, положат заявления вам на стол в его поддержку. Но на это нужно время. Чем меньше его у шантажиста, тем меньше вероятность, что он начнет мутить воду и подбивать других последовать его примеру. Чтобы предотвратить это, увольнение нужно провести в максимально короткие сроки.
Важно! Обратитесь к сотрудникам публично: проведите небольшое собрание и объясните, почему уволен шантажист. Скажите несколько слов о недопустимости такого поведения. Оставьте сотрудникам свободу выбора, но дайте время подумать. Если кто-то хочет последовать за уволенным сотрудником, он может это сделать, но заявление об уходе вы примете только на следующий день. Этим простым приемом вы лишите манипулятора самого главного козыря – возможности сыграть на эмоциях и чувствах других сотрудников и принудить их написать заявления прямо сейчас. Другие сотрудники, понимая, что уволенного уже завтра здесь не будет, смогут принять взвешенное решение. А оно почти всегда будет в пользу компании.
Если манипулятор все же успел повлиять на коллег, и вам на стол еще до собрания легла пачка заявлений – алгоритм тот же. С тем исключением, что вам нужно открыто сказать, что акция по массовому увольнению – результат манипуляций уволенного. И его уже завтра здесь не будет, а всех остальных вы ждете на работу. Но если кто-то действительно хочет уйти – может не приходить.
Важно держать эмоции под контролем и дать всем понять, что причина конфликта не в работе, а в одном человеке, который пытается продавить нужное только ему решение и использовать других для прикрытия своих проблем.
Как защитить бизнес компании?
В любом случае внезапное увольнение сотрудника – всегда стресс для компании, особенно небольшой. Что нужно сделать, чтобы этот процесс прошел максимально гладко и безболезненно:
- Закрыть доступ уволенному сотруднику к корпоративной CRM и системе управления проектами, сменить пароли на ресурсах с общим доступом. Так вы защитите себя от мести и саботажа со стороны уволенного.
- Распределить задачи уволенного между другими сотрудниками. Если это связано со значительным увеличением объема работы – продумать систему премирования и довести ее до подчиненных.
- Связаться с клиентами, которых вел сотрудник, предупредить их о его увольнении, дать контакты человека, который временно будет заниматься этим клиентом, скоординировать работу и договоренности, запросить обратную связь.
- Проконтролировать статусы задач уволенного сотрудника и качество их выполнения. По возможности – помогать тем, кому эти задачи были делегированы.
Если бизнес-процессы и регламенты продуманы, а система управления проектами грамотно настроена – этот процесс пройдет достаточно легко.
Главные выводы и рекомендации
- Массовое увольнение сотрудников – исключительная ситуация, а не правило.
- Сотрудники уходят из-за плохих условий труда и острого конфликта в коллективе.
- Манипулятор потенциально может подбить других сотрудников на увольнение, но этот сценарий достаточно просто предотвратить.
- Незамедлительное увольнение шантажиста – обязательное условие сохранения нормальной атмосферы в коллективе.
- Держать эмоции под контролем, относиться к ситуации спокойно и открыто говорить с сотрудниками – ключ к разрешению назревающего конфликта.
Сергей Кулешов