Вопросы реализации амнистии по дроблению бизнеса


В рамках большой налоговой реформы о необходимости с 2025 г. уплаты НДС субъектам предпринимательской деятельности, находящихся на УСН, с 12.07.2024 стартовала, так называемая «амнистия дробления бизнеса». Если упростить, то ее суть сводится к тому, что государство предлагает бизнесу с 2025 г. начать вести деятельность, исходя из его реальных целей. В простейшем варианте это означает, что если раньше единый бизнес велся через несколько организаций или ИП, находящихся на УСН, с целью непревышения лимитов по УСН и уплаты соответствующих «упрощенских» налогов, то с 2025 г. необходимо отказаться от такой структуры и вести бизнес через одну организацию с уплатой налогов в соответствии с тем режимом, который ему соответствует. А это теперь может быть также УСН, если общий доход группы компаний не превысил 450 млн, но с НДС 5% или 7%. Взамен государство предлагает простить недоимку, пени и штрафы за «дробление» в 2022 – 2024 гг.
При этом в законе оговорено, что «амнистия» не распространяется на ряд налогов, а именно:
- НДФЛ и страховые взносы в связи с занижением заработной платы;
- налог на прибыль (НДФЛ) или УСН/ЕСХН в связи с занижением выручки, не связанной с «дроблением»;
- страховые взносы (дробление в целях получения СМП или СПВ для применения пониженных взносов);
- НДС в связи с применением льгот в общепите;
- НДПИ
В законе отдельно отмечено, что выездные налоговые проверки, которые не окончены к 12.07.2024 должны быть приостановлены с целью дать возможность налогоплательщикам привести свой бизнес в порядок. Однако на практике возникла ситуация, когда налоговые органы не приостанавливали проверки и выносили решения, просто исключив из акта слово «дробление». Из-за этого ФНС было вынуждено выпустить Методические рекомендации в которых указало, что нельзя заниматься игрой слов, а необходимо смотреть на фактическую структуру бизнеса, исходя из которого и принимать решение.
Насколько эта рекомендация, имеющая для налоговых органов обязательную силу, будет применятся на практике покажет время. Однако уже сейчас видно, что для налогоплательщика этот путь простым не будет.
Так в Постановлении 10 арбитражного апелляционного суда от 17.02.2025 по делу № А41-28658/2024 было рассмотрено заявление компании Метфорт о признании решения налогового органа недействительным. Из судебного акта следует, что в отношении компании было проведена выездная налоговая проверка по результатам которой компании были доначислены налог по УСН в размере 20,5 млн руб., налог на прибыль 12,8 млн руб., НДФЛ 1 млн руб. и штраф 5 млн руб.
Компании было вменено оказание услуг клининга через подконтрольную группу предпринимателей, а также выплату «серой» заработной платы нетрудоустроенным иностранным работникам.
Поскольку все признаки «дробления» через ИП были установлены, их выручка была объединена с выручкой компании, а расходы компании на оплату услуг ИП были исключены. Компания в целях правильного расчета недоимки просила налоговый орган и суд учесть расходы и налоги, которые понесли ИП.
Однако налоговым органом данный довод не был учтен, а суд указал, что «нарушения, выражающееся в получении необоснованной налоговой выгоды при применении схемы «дробления бизнеса» Инспекцией в рассматриваемом случае не вменялось, поэтому довод Общества о включение в состав расходов уплаченных подконтрольными индивидуальными предпринимателями налогов по УСН не состоятелен».
Таким образом, не смотря на прямой запрет «игры в слова» в п. 7 письма ФНС России от 18.10.2024 №СД-4-2/11836@, практика остается очень противоречивой. Всем руководителям бизнеса и коллегам рекомендуем не рассчитывать на то, что ваши доводы будут услышан и заранее готовиться в долговременной борьбе.