Сколько времени есть у ИФНС на взыскание недоимки?

Еще одно судебное решение, которое ФНС России своим Письмом-обзором  от 28 июля 2021 г. №БВ-4-7/10638, направленным нижестоящим налоговым органам, сочла нужным довести до нижестоящих налоговых инспекций (п. 6 Обзора), вынесено Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного суда (определение от 05.07.2021 №307-ЭС21-2135 по делу №А21-10479/2019).

Здесь судьи по-новому взглянули на проблему срока давности взыскания налогов в ситуации, когда налоговая инспекция нарушила сроки проведения проверки, рассмотрения материалов и вынесения решения. В определении ВС РФ указано: сроки проверки и вынесения решения юридически отделены от сроков взыскания доначисленных сумм. Это разные административные процедуры, и смешивать сроки их проведения нельзя. Из этого Судебная коллегия сделала вывод, что, даже если ИФНС затянула с проверкой и принятием решения, она может взыскивать недоимку (в т. ч. через обращение в суд) в течение двух лет, отсчет которых начинается с даты истечения срока исполнения выставленного требования.

В то же время в определении указано следующее важное условие (приведено дословно): «Судебная практика признает, что регламентация сроков взыскания налогов, равно как и сроков проведения налоговых проверок, имеет общие итоговые цели, поскольку направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на обеспечение правовой определенности. Поэтому длительный срок проведения налоговой проверки может быть признан недопустимым в той мере, в какой приводит к избыточному или не ограниченному по продолжительности применению мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков» (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 16.07.2004 №14-П и Постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 18.03.2008 №13084/07).

В статьях 46 и 47 Налогового кодекса в первоначальной редакции отсутствовали положения, которые бы объективно ограничивали срок взыскания задолженности по налогам. Однако начиная с 02.09.2010 в абзаце 3 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 №229-ФЗ) установлен двухлетний предельный срок судебного взыскания задолженности, применяемый при утрате налоговым органом возможности внесудебного взыскания.

По смыслу закона упомянутый предельный двухлетний срок выступает гарантией соблюдения принципа правовой определенности: он исчисляется с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании, и поглощает иные предусмотренные статьями 46-47 Налогового кодекса сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности налоговым органом. В соответствии с волей законодателя по истечении названного предельного срока налоговый орган, утративший возможность принятия собственных решений (постановлений) о взыскании задолженности, также утрачивает и право на обращение с соответствующим требованием в суд.

Изложенное согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного суда РФ 20.12.2016)».

Таким образом, превышение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах (совершение определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля с нарушением сроков) само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, предусмотренных статьями 46-47 Налогового кодекса, но, во всяком случае, ограничивает возможность взыскания пределами двух лет. В случае превышения двухлетнего срока возражения относительно нарушения длительности проведения налоговой проверки могут быть заявлены налогоплательщиком как при рассмотрении предъявленного к нему в судебном порядке требования о взыскании задолженности, так и при оспаривании самим налогоплательщиком выставленного налоговым органом требования об уплате налога, оспаривании решений (постановлений), принятых налоговым органом в рамках внесудебного взыскания задолженности, что согласуется с пунктом 31 Постановления Пленума ВАС РФ №57 от 30.07.2013, в котором указано, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

При рассмотрении настоящего дела судами установлено, что вследствие длительности проведения камеральной налоговой проверки решение по ее результатам было принято инспекцией 12.11.2018, в то время как должно было быть принято не позднее 12.07.2018. Это означает, что нарушение длительности проведения налоговой проверки составило четыре месяца и, следовательно, не привело к нарушению предельного двухлетнего срока.

А если бы нарушение длительности проведения налоговой проверки составило 2 года, по всей вероятности, суд встал бы на сторону налогоплательщика.



Добавить комментарий

Войти через соцсети