Новые технологии налогового контроля уплаты НДС
В последние годы налоговые органы стремительно модернизируют системы налогового администрирования. Так, еще с 1 января 2015 года всех налогоплательщиков НДС обязали предоставлять в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи электронные декларации по НДС, а вместе с ними – электронные книги покупок и продаж (п. 5 ст. 174 НК РФ, Письмо ФНС от 20.08.2015 №ПА-3-17/3169@, от 08.04.2015 №ГД-4-3/5880@ (п. 1), Письмо Минфина от 29.04.2015 №03-07-15/24810).
Обязав налогоплательщиков предоставлять отчетность в налоговые органы в электронном виде, проверяющие получили возможность осуществлять тотальный контроль всех операций, облагаемых НДС на территории РФ. Для обработки данной отчетности налоговая служба использует новое программное обеспечение – автоматическую систему контроля налога на добавленную стоимость второго поколения (АСК НДС-2).
Использование данной программы позволяет ФНС автоматически сопоставлять данные всех налогоплательщиков, исполнивших и не исполнивших обязанность по представлению деклараций в электронном виде, вместе с данными из книги покупок и продаж и оперативно выявлять расхождения и (или) противоречия.
Так, при выявлении программой АСК НДС-2 расхождений и (или) противоречий между сведениями об операциях в представленной компанией отчетности по НДС и сведениями об этих же операциях, содержащимися в отчетности, представленной в налоговый орган ее контрагентом, данным организациям автоматически будет направлено требование о представлении пояснений (письмо ФНС России от 06.11.2015 №ЕД-4-15/19395 «О требовании представить пояснения»).
Самостоятельно (без участия инспектора) АСК НДС-2 выявляет следующие расхождения: расхождения вида «разрыв»; непредставление налоговой декларации организациями; представление организациями декларации с «нулевым показателем»; отсутствие операций в налоговой декларации контрагента; значительное искажение данных.
Самое актуальное в настоящее время – это расхождение вида «НДС-разрыв», то есть превышение суммы НДС, принятого к вычету налогоплательщиком-покупателем, в сравнении с суммой НДС, исчисленной контрагентом-продавцом с операций по реализации. По сути, система АСК НСД-2 позволяет проверяющим выявлять организации, которые напрямую или косвенно связаны с фирмами-однодневками, и помогает определить конечных выгодоприобретателей по сделкам с этими лицами (получателей налоговой выгоды).
Кроме того, в распоряжении налоговых органов находится специальная система под названием «Big Data АСК НСД-2», которая сохраняет и накапливает всю информацию по финансовым операциям налогоплательщиков (сохраняет счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках), в том числе обо всех разрывах на любом этапе уплаты НДС за 2015 год от поставщика из Москвы через цепочку перепродавцов до покупателя во Владивостоке.
С точки зрения развития тенденций налогового контроля это означает, что в отношении выгодоприобретателей по сделкам с «однодневками» будут проводиться выездные налоговые проверки, при проведении которых в 2017 и последующих годах за предыдущих три года (п. 4 ст. 89 НК РФ) налоговые органы будут использовать уже накопленную «Big Data АСК НСД-2» информацию за все года начиная с 2015 г.
Следует также учитывать и последние изменения налогового законодательства в части камерального контроля налогоплательщиков. Так, с 2015 года существенно расширились полномочия инспекторов налоговой службы при проведении камеральных проверок. Сегодня при выявлении налоговых разрывов для установления получателя необоснованной налоговой выгоды в рамках камеральной налоговой проверки проверяющие могут использовать расширенный перечень мероприятий налогового контроля (ст. НК РФ: 93, 93.1, 86, 88, 90, 92 и др.), в том числе истребования дополнительных сведений и документов о проверяемом лице, проведение осмотров территории и помещений налогоплательщика.
Ввиду того, что использование АСК НДС-2 и проводимые мероприятия налогового контроля направлены исключительно на выявление инспекторами выгодоприобретателя (получателя налоговой выгоды) по сделкам с так называемыми фирмами-однодневками, претензии проверяющих по нарушениям третьих лиц будут предъявлены именно к добросовестным компаниям и с большей вероятностью – к той компании, у которой есть имущество, даже в случаях, когда добросовестная компания взаимодействует с такой же добросовестной компанией, а уже последняя – с «серой» или «черной» компанией.
Таким образом, от претензий налогового органа «не застрахованы» даже добросовестные налогоплательщики.
Претензии налоговых органов к добросовестным налогоплательщикам по «грехам» контрагентов второго, третьего и преследующих звеньев все чаще являются основанием для вынесения решения об отказе в вычете по НДС. Данная тенденция наблюдается во всех регионах Российской Федерации. Многие налогоплательщики не соглашаются с такими решениями и оспаривают их в вышестоящем налоговом органе, а впоследствии – в суде.