Налоговая реконструкция в современной налоговой политике

Данный текст является продолжением моей статьи, посвященной проблемам налоговой реконструкции налоговых обязательств, опубликованной в деловом еженедельнике «Конкурент» №48(1508) за 22.12.2020-12.01.2021.

Как я указывал ранее, с момента принятия ст. 54.1 НК РФ допустимость налоговой реконструкции налоговых обязательств, означающей определение налоговых последствий расчетным путем исходя из экономической сути сделок, в случае признания несоблюденными условий п. 2 ст. 54.1 НК РФ, возможность применения которой ранее допускалась даже при установлении недостоверности документов, представленных налогоплательщиком, в течение нескольких лет после вступления в законную силу названной статьи (с 19.08.2017) ушла в небытие.

Исследование правоприменительной практики показывает, что как судебная практика, так и подходы к доказыванию необоснованной налоговой выгоды, которые имели место до вступления в силу положений ст. 54.1 НК РФ, более не релевантны.

По моему мнению, такие решения представляются не только спорными (поскольку Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 не отменялось), но и нарушающими принцип равенства налогообложения, так как, по существу, к одним и тем же хозяйственным операциям предлагается применять разные налоговые последствия в зависимости от даты вступления в силу положений указанной статьи.

Кроме того, анализ недавней судебной практики по налоговым спорам показывает, что принцип налоговой реконструкции в связи с принятием ст. 54.1 НК РФ вновь обретает свое право на существование.

Позиция инспекций, как указывают суды по последним налоговым спорам, приводит к тому, что налогоплательщик, не представивший налоговому органу на проверку никаких документов по совершенным сделкам, будет вправе рассчитывать на применение расчетного метода, то есть будет поставлен в лучшее положение по сравнению с налогоплательщиком, представившим документы, не соответствующие в полном объеме требованиям ст. 54.1 НК РФ, что не отвечает принципам справедливости и правовой определенности.

Кроме того, в настоящее время суды ссылаются на пояснительную записку к законопроекту №529775-6 «О внесении изменений в часть 1 НК РФ», предлагающему дополнить часть 1 НК РФ ст. 54.1 НК РФ, в котором указано, что проект подготовлен с целью защиты налогоплательщиков, надлежащим образом исполняющих обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Обосновывается преемственность законопроекта правоприменительной практике, которая была выработана при рассмотрении налоговых споров, связанных с признанием (непризнанием) обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды, в том числе Постановлению №53. Предлагается законодательно закрепить соответствующие понятия, в частности:

  • ввести принцип добросовестности налогоплательщика, определить понятие «злоупотребление правом»;
  • исключить негативные налоговые последствия для налогоплательщиков, надлежащим образом исполняющих свои налоговые обязанности;
  • закрепить общее правило, запрещающее налогоплательщикам учитывать в целях налогообложения факты хозяйственной жизни, основной целью учета которых является неуплата или неполная уплата и (или) зачет (возврат) сумм налога.

Кроме того, в последнее время суды упоминают решение Комитета по бюджету и налогам от 13.05.2015 по данному законопроекту, в котором также отмечено, что в целях обеспечения нормальных и стабильных условий для ведения предпринимательской деятельности законопроектом закрепляются положительные элементы правоприменительной практики, которая была выработана налоговыми органами и арбитражными судами при рассмотрении налоговых споров, связанных с признанием (непризнанием) обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды, а также указывается, что введение ст. 54.1 НК РФ в главу 8 общей части НК РФ «Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов» не сопровождалось изменением принципов правового регулирования в сфере налогообложения, введением дополнительных составов налоговых правонарушений и санкций, сужением полномочий налоговых органов.

По мнению судов, применение положений п. 2 ст. 54.1 НК РФ налоговыми органами необоснованно производится в данное время в отрыве от основополагающих положений действующего налогового законодательства, а именно положений ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 НК РФ, устанавливающих правило о том, что налог в обязательном порядке должен иметь экономическое основание и не может быть произвольным.

Таким образом, отказ в применении налоговой реконструкции подразумевает существенное отклонение от устоявшихся позиций, выработанных судебной практикой, на которую ориентируются участники налоговых отношений при разрешении спора.



Добавить комментарий

Войти через соцсети