Налоговая реконструкция в современной налоговой политике (3)
Данный текст является продолжением моей статьи, посвященной проблемам налоговой реконструкции налоговых обязательств, опубликованной в деловом еженедельнике «Конкурент» №48(1508) за 22.12.2020-12.01.2021.
Подход, предлагаемый в последнее время налоговыми органами (НО) – полное непринятие затрат при исчислении налога на прибыль и налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость (НДС) – в ситуации, когда факты поступления (выполнения, оказания) товаров/услуг налогоплательщику (НП) и последующего использования товара (работы, услуги) в производственной (посреднической) деятельности НП или последующей продажи (выполнения, оказания) им спорной продукции (работы, услуги) конечному потребителю НО в ходе налоговой проверки не опровергнуты, неизбежно влечет искажение реального размера налоговых обязательств по налогу на прибыль и НДС, поскольку обязательным условием для принятия к учету и признания понесенных НП расходов и налоговых вычетов при исчислении налога на прибыль и НДС, соответственно, является лишь действительное (реальное) совершение тех хозяйственных операций, которые повлекли затраты и налоговые вычеты НП.
Пленум Высшего Арбитражного суда РФ в п. 3 Постановления №53 от 12.10.2006 изложил в полной мере соответствующую ст. 3 Налогового кодекса РФ (НК РФ) правовую позицию, согласно которой определение размера налоговых обязательств при наличии сомнений в обоснованности налоговой выгоды должно производиться с учетом реального характера сделки и ее действительного экономического смысла.
Конституционный Суд РФ (КС РФ) также придерживается подхода, согласно которому положения налогового законодательства не допускают доначисления сумм в размере большем, чем установлено законом; НО в ходе мероприятий налогового контроля определяют объем налоговой обязанности исходя из фактических показателей хозяйственной деятельности НП (Определение от 04.07.2017 №1440).
Таким образом, выявление искажений сведений о фактах хозяйственной жизни предполагает доначисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, как если бы НП не злоупотреблял правом: например, если бы договоры были напрямую заключены с производителем (корректным поставщиком).
В таких случаях необходимо руководствоваться правовыми позициями по вопросам налоговой выгоды, которые не претерпели изменений с введением в действие ст. 54.1 НК РФ и определяют, что заявленный размер расходов и налоговых вычетов по налогу на прибыль и НДС должен соответствовать действительной хозяйственной деятельности НП.
Довод о том, что в ст. 54.1 НК РФ были ужесточены требования к НП (установлены обстоятельства, выявление которых допускает полный отказ в возможности реализации прав на получение налоговых вычетов и учет расходов при налогообложении НДС и прибыли), основан на неверном толковании нормы права, в том числе как противоречащий положениям п. 2 ст. 5, п. 5 ст. 82 НК РФ, ст. 2 Федерального закона от 18.07.2017 №163-ФЗ в их совокупности.
Несоблюдение хотя бы одного из условий п. 2 ст. 54.1 НК РФ не позволяет НП уменьшить налоговую базу на основании именно тех документов, при формировании которых допущены злоупотребления, но не лишает его права, а НО – обязанности определить действительный размер экономически обоснованных расходов и налоговых вычетов и учесть их в целях налогообложения.
В силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями ст. ст. 15 и 18 Конституции РФ налоговая обязанность должна, среди прочего, пониматься как обязанность платить налоги в размере не большем, чем это предусмотрено законом (Постановления КС РФ №5-П от 28.03.2000, №5-П от 17.03.2009, №10-П от 22.06.2009, №17-П от 03.06.2014, №22-П от 06.09.2019, №41-П от 19.12.2019, №1642-О от 09.07.2020).
В решениях КС РФ (Постановления №10-П от 15.02.2019, №3-П от 17.01.2018 и №3-П от 18.02.2000) неоднократно указывалось, что цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод граждан и организаций, поскольку иное может приводить к недопустимому отступлению от принципов равенства и справедливости, в частности, в сфере налогообложения – к нарушению ст. 57 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. ст. 6 (ч. 2), 7, 19 (ч. 1) и 55 (ч. 3).
Учитывая изложенное и принимая во внимание положения п. 2 ст. 22 НК РФ, устанавливающие обязанность НО обеспечивать права НП, налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов НП и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону.