Изменения в налоговом законодательстве

Елена Сергеевна Мельник, начальник отдела досудебного урегулирования налоговых споров Управления ФНС России по ПК, Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

С 1 января 2015 года вступили в силу новые нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля, в том числе в процессе камеральных налоговых проверок.

Так, пункт 8.1 статьи 88 НК РФ, введенный Федеральным законом от 28.06.2013 №34-ФЗ, изложен в новой редакции. Теперь налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых содержатся в декларации по налогу на добавленную стоимость. Данные документы могут быть запрошены при выявлении:

  • противоречий между сведениями об операциях, которые указаны налогоплательщиком в декларации;
  • несоответствия данных об операциях, содержащихся в декларации, представленной налогоплательщиком, сведениям об этих операциях, отраженным в декларации, поданной в налоговый орган другим налогоплательщиком или иным лицом, обязанным представлять декларации по НДС;
  • несоответствия сведений об операциях, содержащихся в декларации налогоплательщика, данным о тех же операциях, отраженным в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое, согласно главе 21 НК РФ, возложена такая обязанность.

Истребовать документы налоговый орган вправе при условии, что выявленные противоречия и несоответствия свидетельствуют о занижении налогоплательщиком суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

В прежней редакции пункта 8.1 статьи 88 НК РФ содержались положения об истребовании соответствующих документов при проведении камеральной проверки декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций или налога на доходы физических лиц-участников договора инвестиционного товарищества. В связи с поправками, внесенными в ст. 88 НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 №134-ФЗ, эти положения с 01.01.2015 содержатся в п. 8.2 указанной статьи.

Кроме того, с 01.01.2015 вступила в силу новая редакция пункта 1 статьи 92 НК РФ, в которой закреплено право налоговых органов производить осмотр территории, помещения лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, а также документов и предметов. Так, соответствующий осмотр может быть проведен в рамках не только выездной, но и камеральной проверки в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты налоговой проверки.

Налоговый орган вправе произвести осмотр в ходе камеральной проверки в случаях:

  • проведения проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • выявления налоговым органом в ходе камеральной проверки противоречий или несоответствий, свидетельствующих о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, документов и предметов должен производиться на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего эту налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица в целях их осмотра может быть квалифицировано как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, влекущее ответственность граждан и юридических лиц, предусмотренную частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Незаконный отказ в доступе, а равно незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет административную ответственность должностных лиц, предусмотренную статьей 19.7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обращаем также внимание налогоплательщиков, что с 01.01.2015 статья 23 «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)» НК РФ дополнена пунктом 5.1: так, у лиц, обязанных представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, появилась новая обязанность по обеспечению получения от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи таких документов, как требования о представлении документов или пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган.

Указанные лица, получившие от налогового органа по телекоммуникационным каналам связи требования о представлении документов или пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган, обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Неисполнение налогоплательщиком-организацией обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов налогового органа может повлечь приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств. Соответствующее решение руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Подпункт 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ предусматривает отмену решения о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

  • день передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
  • день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом;
  • день явки в налоговый орган (в случае направления уведомления о вызове в налоговый орган).


Добавить комментарий

Войти через соцсети