Изменения налогового законодательства в 2014-2015 годах

28 июня 2013 года был принят Федеральный закон №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям». Данный Закон направлен на создание условий для выявления и пресечения незаконных финансовых операций, легализации преступных доходов, уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей.

Данным Законом внесены поправки в ГК РФ, УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ и НК РФ. Изменения налогового законодательства коснулись как первой части НК РФ – проведения камеральной проверки, процедуры приостановления операций по счетам, взыскания недоимки и др. (ст. 10 Закона), так и второй части, в том числе порядка представления декларации по НДС (ст. 12 Закона). Поправки начинают действовать в разные сроки. Остановимся на тех, действие которых начинается с 30 июля 2013 г. и с 1 января 2014 г.

  1. С 1 января 2014 г. вводятся новые основания для истребования у налогоплательщика пояснений, а также документов при проведении камеральной проверки.
    Согласно абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ, при проведении камеральной проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика представить пояснения, которые обосновывают изменения показателей декларации (расчета). Данные пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней.

    В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ, аналогичное право предоставлено налоговому органу в случае камеральной проверки декларации (расчета) с заявленной суммой убытка. В пояснениях необходимо будет обосновать его размер.

    Вместе с пояснениями налогоплательщик вправе также дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета, иные документы, которые подтверждают достоверность данных, внесенных в декларацию (расчет). Соответствующие уточнения, вступающие в силу также 1 января 2014 г., внесены в п. 4 ст. 88 НК РФ.

    Если же уточненная декларация (расчет) с уменьшенной суммой налога к уплате будет представлена по истечении двух лет со дня, установленного для подачи соответствующей декларации (расчета), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика:
    • первичные и иные документы, подтверждающие изменение показателей декларации (расчета);
    • аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения.
    Это касается и представленной по истечении указанного срока уточненной декларации, в которой увеличена сумма полученного убытка.
    Соответствующие правила будут установлены п. 8.3 ст. 88 НК РФ, который вступит в силу также 1 января 2014 г.

  2. Налоговый орган будет вправе истребовать документы о сделке вне рамок проверок. Согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ, налоговый орган вправе истребовать информацию относительно конкретной сделки у ее участников или иных лиц вне рамок проведения налоговых проверок, если у него возникает обоснованная необходимость получения такой информации. На практике контролирующие органы запрашивают у налогоплательщиков не только информацию, но и конкретные документы. Однако суды не поддерживают такие требования проверяющих. 30 июля 2013 г. вступила в силу новая редакция п. 2 ст. 93.1 НК РФ. После указанной даты налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщиков вне рамок проверок не только информацию относительно сделки, но и конкретные документы.

  3. Урегулирован важный для налогового органа вопрос о том, по какому адресу инспекция направляет налогоплательщику документы по почте. Так, согласно п. 2 ст. 101 НК РФ, налогоплательщик должен быть надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Необходимость отправлять уведомление налогоплательщику по фактическому адресу вызывает споры.
    Суды неоднократно отменяли решения, принятые по результатам проверки, если налоговый орган не направлял уведомления по всем известным ему адресам налогоплательщика (как по юридическому адресу, так и по фактическому). Начиная с 30 июля 2013 г. п. 5 ст. 31 НК РФ установлено, по каким адресам необходимо направлять документы, используемые налоговым органом при реализации его полномочий, если отправка осуществляется посредством почты:
  • по адресу места нахождения российской организации (места нахождения ее филиала, представительства), который содержится в ЕГРЮЛ (т.е. по юридическому адресу);
  • по адресу места осуществления иностранной организацией деятельности на территории России, который содержится в Едином государственном реестре налогоплательщиков;
  • по адресу места жительства (места пребывания) предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, физического лица, не являющегося предпринимателем. Если указанные лица предоставят инспекции иной адрес для направления документов, то отправлять их необходимо будет по данному адресу. Форма заявления о предоставлении адреса для направления по почте документов будет утверждена ФНС России.



Добавить комментарий

Войти через соцсети