Дробление бизнеса как схема ухода от уплаты налогов
В прошлом году налоговые органы края проводили активную работу по выявлению и пресечению схем так называемого «дробления» бизнеса в торговых сетях.
Для начала следует пояснить, какую цель преследует налогоплательщик, когда производит дробление своего бизнеса.
Дело в том, что налоговое законодательство предусматривает ряд послаблений для малого бизнеса, к числу которых относится возможность применять субъектами предпринимательской деятельности специальных режимов налогообложения, таких как упрощенная система налогообложения (или УСН) и единый налог на вмененный доход (или ЕНВД). Упомянутые режимы можно назвать льготными, поскольку налоговое бремя налогоплательщиков, применяющих такой режим, существенно ниже.
Например, организация, применяющая общий режим налогообложения, будет уплачивать НДС (ставка 10-20%), налог на прибыль (20%) и налог на имущество (2%), тогда как организация, применяющая УСН, будет уплачивать налог в размере всего 6% от суммы полученного дохода или 15% от разницы между доходами и расходами, а такие налоги, как НДС и налог на имущество, уплачиваться не будет.
При ЕНВД размер налога не зависит от фактически получаемого налогоплательщиком дохода, а определяется исходя из физических показателей, которыми в зависимости от вида деятельности будут квадратные метры, количество сотрудников или иное. Таким образом, бизнесу более выгодно применять специальные режимы налогообложения, так как это существенно снижает налоговую нагрузку. Однако налоговые преимущества в форме специальных налоговых режимов установлены только для малого бизнеса и по своей сути призваны создать равные конкурентные условия для всех участников рынка.
В то же время зачастую бизнесом, который фактически не является малым, создаются схемы, при которых соблюдаются формальные условия, позволяющие применять специальный режим налогообложения. Налогоплательщики «дробят» свой бизнес между формально независимыми, но фактически подконтрольными центральному звену субъектами предпринимательской деятельности (как правило – между предпринимателями, которые являются неформальными сотрудниками центральной организации). Подконтрольные субъекты создаются без намерения заниматься реальной экономической деятельностью, и основной их целью является достижение возможности применения упрощенной системы налогообложения. Общество и взаимозависимые посредники функционируют в едином процессе, подчиненном одной цели – неуплате налогов по общей системе. В целом суть схем дробления бизнеса всегда сводится к выведению основной выручки крупного бизнеса на субъекты, применяющие спецрежим в виде УСН или ЕНВД.
Так действовал, например, один из предпринимателей Приморского края. Используя группу подконтрольных лиц (в которую вошли и его родственники, и формально независимые лица), он осуществлял деятельность в крупном торгово-развлекательном центре по схеме «дробления» бизнеса, формально разделив (оформив как передачу в аренду части торговых площадей) между группой взаимозависимых лиц одно помещение на части с целью формального соблюдения ограничений, позволяющих применять ЕНВД (торговые залы не более 150 м2). Подконтрольные лица участвовали в предпринимательской деятельности лишь формально – «на бумаге».
В отношении всех участников группы были проведены скоординированные мероприятия налогового контроля, доказана их подконтрольность центральному звену (предпринимателю), который и являлся выгодоприобретателем. Суммы налогов, недопоступивших в результате применения предпринимателем схемы «дробления» бизнеса (составивших более 80 млн руб.), были ему вменены в полном объеме, и в настоящий момент производится их взыскание в бюджет.
При таких схемах «дробления» бизнес, фактически не относящийся к категории малого, получает существенную налоговую экономию в ущерб общественным интересам. Такие действия нивелируют усилия государства по налоговой поддержке малого бизнеса и создают неравную конкурентную среду для него.
Следует отметить, что исходя из концепции, в настоящее время налоговые органы стремятся не к увеличению своей контролирующей функции, а к построению диалоговых отношений с налогоплательщиками. Сегодня большее предпочтение отдается проведению информационно-разъяснительной работы по побуждению налогоплательщиков к добровольному и самостоятельному отказу от схем агрессивного налогового планирования.
Например, в 2018 году налоговыми органами края проводилась разъяснительная работа с крупными торговыми сетями края. В результате поступления налогов от сетей в 2018 году в сравнении с 2017 годом существенно выросли (прирост составил порядка 200 млн руб.).
В 2019 году мы намерены продолжить работу по выявлению и пресечению схем «дробления» бизнеса, в том числе в рамках исполнения письма ФНС России от 29.12.2018 №ЕД-4-2/25984@ «О злоупотреблениях налоговыми преимуществами, установленными для малого бизнеса», которое призывает налоговые органы усилить контрольно-аналитическую работу в отношении налогоплательщиков, которые создают видимость деятельности нескольких самостоятельных налогоплательщиков, прикрывающих деятельность одного налогоплательщика с целью получения или сохранения права на применение специального налогового режима, предусматривающего пониженную по сравнению с общим режимом налогообложения налоговую нагрузку.
В этой связи налоговая служба предлагает налогоплательщикам самостоятельно отказаться от схем дробления бизнеса, не дожидаясь назначения выездных налоговых проверок, во избежание риска негативных последствий и для сохранения деловой репутации.