Досудебное урегулирование налоговых споров

Сегодня вместе с налоговиками мы обсуждаем Положения Законопроекта, внесенного в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 15 декабря 2012 года, о совершенствовании существующего порядка досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками. Оказывается, что в целом ряде случаев споры можно урегулировать и без обращения в суд.

Правительством Российской Федерации 15.12.2012 внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 53 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года №229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» №190725-6 (далее по тексту – Законопроект).

Положения Законопроекта направлены на совершенствование существующего порядка досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками в целях создания для налогоплательщиков благоприятных условий для урегулирования споров без обращения в суд, а также в целях снижения нагрузки на судебную систему и обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения таких споров.

Наиболее заметное из вносимых Законопроектом изменений заключается во внесении поправок в статью 138 Налогового кодекса РФ, согласно которым вводится обязательная досудебная процедура обжалования всех без исключения ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Обязательность прохождения стадии досудебного урегулирования споров призвана стимулировать налогоплательщиков к разрешению внутри системы налоговых органов возникших конфликтов в сфере налогообложения, что позволит существенно уменьшить количество рассматриваемых споров в судах, а также расширит возможности налогоплательщиков в реализации своих прав и законных интересов.

Законопроектом предусмотрено увеличение до одного месяца срока подачи апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение налогового органа, принятое по результатам налоговой проверки. Для подготовки и подачи иных жалоб соответствующий срок увеличен с трех месяцев до одного года.

После обжалования в вышестоящем налоговом органе налогоплательщику предоставляется право самостоятельно определять, обжаловать ли решение, принятое по результатам рассмотрения поданной жалобы, в вышестоящем налоговом органе (в порядке подчинения) или в суде. При этом Законопроектом урегулирован момент, с которого исчисляется срок для обращения в суд, – со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе.

Проектом также предусмотрено внесение в НК РФ ряда норм, посвященных жалобе. В частности, в Налоговом кодексе РФ планируется привести определение терминов «жалоба», «апелляционная жалоба». Последней, согласно Законопроекту, признается письменное обращение лица в налоговый орган с целью обжаловать не вступившее в законную силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности, если оно, по мнению указанного лица, нарушает его права. В отличие от апелляционной, жалоба будет подаваться при несогласии со вступившими в законную силу актами налоговых органов ненормативного характера, а также действиями или бездействием их должностных лиц.

Среди требований к форме и содержанию жалобы: письменная форма, наличие подписи заявителя; сведения о заявителе, его координаты; указание на обжалуемый акт (действие, бездействие); налоговый орган; правовое обоснование нарушения прав заявителя; требования заявителя.

Без рассмотрения (полностью или в части) будет оставлена жалоба в следующих случаях:

  • отсутствует подпись лица, подавшего жалобу, или его представителя либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
  • жалоба подана после истечения срока подачи и не содержит ходатайства о его восстановлении, или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
  • до вынесения решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
  • подана повторная жалоба по тем же основаниям, что и первая.

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения принимается в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части.

Законопроектом закрепляется принцип заочного рассмотрения жалобы и материалов (то есть без участия лица, подавшего жалобу).

Срок рассмотрения жалобы на решение налогового органа, принятое в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса РФ (то есть по результатам налоговой проверки), составляет 1 месяц со дня получения жалобы. При этом следует отметить, что Законопроектом предусмотрено сокращение до 15 дней срока рассмотрения жалоб на решения, принятые в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса РФ, а также на иные акты (действия, бездействие) налоговых органов.

Указанные сроки могут быть продлены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов. Для рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) продление срока их рассмотрения предусмотрено не более чем на один месяц, для остальных жалоб – не более чем на 15 дней.

Законопроект №190725-6 опубликован на официальном сайте Государственной Думы РФ www.duma.gov.ru и включен в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2013 года (март).



Добавить комментарий

Войти через соцсети