Блокировка банком системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО)
Законно или нет? Как обжаловать неправомерные действия банков?
В большинстве случаев основания, по которым банки блокируют ДБО, имеют весьма формальный и оценочный подход. Иначе говоря, законодательный хаос продолжается. Тезисно изложу, что важно знать и каковы пути реабилитации бизнеса для банка.
- Компания получила банковский запрос направить документы и информацию по рисковым операциям в связи с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
- Компания предоставила банку всю запрашиваемую информацию, однако банк в нарушение Гражданского кодекса РФ и Закона №115-ФЗ приостановил оказание услуг клиенту по ДБО в одностороннем порядке.
Важно! Указание банка на признаки сомнительных операций должно быть подтверждено соответствующими доказательствами и не может иметь произвольный характер, а также вступать в противоречие со статьей 845 ГК РФ. По нашему мнению, такое необоснованное ограничение со стороны банка является злоупотреблением им своими правами и направлено на вынуждение компании закрыть расчетный счет.
В целях досудебного урегулирования споров мы рекомендуем направить в банк претензионное письмо.
- Банк ответил на запрос компании общими фразами, никакой конкретной информации ответ не содержит.
- Банк также указал, что для проведения расчетов компания может предоставлять распоряжения на бумажном носителе.
Важно! Противодействие незаконным финансовым операциям должно осуществляться на стадии исполнения банком поручения клиента о совершении соответствующей операции. Кроме этого, Федеральным законом №115-ФЗ определено, что только конкретные операции (а не деятельность в целом клиента) являются объектом подозрений.
Между тем действия банка по блокированию системы ДБО в большинстве своем неправомерны, поскольку Закон №115-ФЗ не предусматривает такой меры противодействия. Более того – правила банка не содержат оснований блокирования системы, а только ничем не обусловленное право банка на такое действие.
Важно! На практике компаниям редко удается реабилитировать себя в досудебном порядке. Зачастую нашим юристам приходится готовить исковые заявления в суд с целью восстановления своих прав и возможности совершать платежные операции. Надо отметить, что последнее время некоторые банки сами рекомендуют реабилитировать бизнес через суд. Суды неоднократно удовлетворяли исковые заявления компаний о признании неправомерными действий по блокировке системы дистанционного банковского обслуживания. К тому же ЦБ РФ в своем письме акцентирует внимание на необходимости исключения случаев принятия «отказных» решений по формальным признакам, руководствуясь обстоятельствами, напрямую не связанными с риском отмывания доходов и финансирования терроризма.
Наши специалисты готовы оказать вам процессуально-правовую помощь и реабилитировать свой бизнес!