Блокировка банком системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО)

Законно или нет? Как обжаловать неправомерные действия банков?

В большинстве случаев основания, по которым банки блокируют ДБО, имеют весьма формальный и оценочный подход. Иначе говоря, законодательный хаос продолжается. Тезисно изложу, что важно знать и каковы пути реабилитации бизнеса для банка.

  1. Компания получила банковский запрос направить документы и информацию по рисковым операциям в связи с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
  2. Компания предоставила банку всю запрашиваемую информацию, однако банк в нарушение Гражданского кодекса РФ и Закона №115-ФЗ приостановил оказание услуг клиенту по ДБО в одностороннем порядке.

Важно! Указание банка на признаки сомнительных операций должно быть подтверждено соответствующими доказательствами и не может иметь произвольный характер, а также вступать в противоречие со статьей 845 ГК РФ. По нашему мнению, такое необоснованное ограничение со стороны банка является злоупотреблением им своими правами и направлено на вынуждение компании закрыть расчетный счет.

В целях досудебного урегулирования споров мы рекомендуем направить в банк претензионное письмо.

  1. Банк ответил на запрос компании общими фразами, никакой конкретной информации ответ не содержит.
  2. Банк также указал, что для проведения расчетов компания может предоставлять распоряжения на бумажном носителе.

Важно! Противодействие незаконным финансовым операциям должно осуществляться на стадии исполнения банком поручения клиента о совершении соответствующей операции. Кроме этого, Федеральным законом №115-ФЗ определено, что только конкретные операции (а не деятельность в целом клиента) являются объектом подозрений.

Между тем действия банка по блокированию системы ДБО в большинстве своем неправомерны, поскольку Закон №115-ФЗ не предусматривает такой меры противодействия. Более того – правила банка не содержат оснований блокирования системы, а только ничем не обусловленное право банка на такое действие.

Важно! На практике компаниям редко удается реабилитировать себя в досудебном порядке. Зачастую нашим юристам приходится готовить исковые заявления в суд с целью восстановления своих прав и возможности совершать платежные операции. Надо отметить, что последнее время некоторые банки сами рекомендуют реабилитировать бизнес через суд. Суды неоднократно удовлетворяли исковые заявления компаний о признании неправомерными действий по блокировке системы дистанционного банковского обслуживания. К тому же ЦБ РФ в своем письме акцентирует внимание на необходимости исключения случаев принятия «отказных» решений по формальным признакам, руководствуясь обстоятельствами, напрямую не связанными с риском отмывания доходов и финансирования терроризма.

Наши специалисты готовы оказать вам процессуально-правовую помощь и реабилитировать свой бизнес!



Добавить комментарий

Войти через соцсети