«Тонкий клиент»
История развития информационных технологий, как и любая история, совершается по спирали. Резко возросший в последние полтора-два года интерес к «тонким клиентам» – одно из самых ярких тому подтверждений. Дело не только в «тонких клиентах» – происходит отчетливый поворот к централизованным вычислениям, централизованному хранению данных, централизованному управлению.
Обычно под «тонким клиентом» понимают устройство без жестких дисков и флоппи-дисководов, вычислительная мощность и объем памяти которого определяются задачами пользователя.
Технология «тонкого клиента» предусматривает размещение системного программного обеспечения (ПО), всех пользовательских приложений и данных на центральном сервере.
Приложения и данные на сервере становятся доступными пользователю при включении его устройства и проведении процедуры регистрации. Все оборудование подключается обычно через порты USB. Архитектуры с тонкими клиентами позволяют сократить затраты двумя способами: во-первых, за счет уменьшения расходов на аппаратное обеспечение, а во-вторых, за счет снижения затрат на администрирование сети на базе ПК.
Современный «тонкий клиент» дает пользователю все преимущества терминалов, но освобождает его от недостатков ПК. Возрастает среднее время безотказной работы. Если для «тонкого клиента» оно составляет 175 тыс. часов, то обычный ПК обеспечивает этот параметр на уровне 20-25 тыс. часов.
«Тонкие клиенты» лучше использовать для работы с традиционными офисными приложениями. Их можно легко задействовать и в качестве терминала базового компьютера, что довольно актуально для средних и крупных предприятий. Клиентских рабочих мест во много раз больше, чем других (серверных и инфраструктурных) компонентов корпоративных информационных систем. Поэтому каждый лишний рубль, затраченный на одну клиентскую рабочую станцию, в масштабах большой компании оборачивается сотнями и тысячами. Вот почему важно точно представлять себе, во что каждый «клиент» обходится, причем не только в момент приобретения аппаратуры и программ, но и на протяжении всего жизненного цикла. Данная величина называется полной стоимостью владения.
Типичное разбиение полной стоимости владения рабочим местом по статьям расходов представлено на рисунке. Видно, что начальные затраты составляют относительно небольшую долю. Главное – повседневное администрирование, происходящее изо дня в день, из года в год, выполняемое штатным системным администратором.
Побудительный мотив использования тонких клиентов – стремление уменьшить полную стоимость владения информационной системой. Мотив экономический, а не научно-технический, понятный руководителям и бухгалтерам, не связанный с абстрактными достоинствами Web, Java или еще какой-нибудь технологии. Мотив, весомость которого каждая организация может применить к себе самостоятельно, если аккуратно подсчитает произведенные расходы. Даже если в год получится не десять, а две-три тысячи, это все равно будет много по сравнению со стоимостью нового оборудования.
Руководителю стоит внимательно присмотреться к отношению своего системного администратора к технологии «тонкого клиента». С одной стороны, эта технология существенно упрощает его жизнь, но с другой стороны, резко снижает его статус как незаменимого специалиста.
Существенного уменьшения полной стоимости владения можно достичь только путем резкого снижения расходов на администрирование (поскольку бороться нужно с основной статьей расходов, а не со второстепенными).
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ТОНКИХ КЛИЕНТОВ».
Длительный срок службы. У «тонких клиентов» он составляет, как правило, 10 лет, в то время как ПК нужно модернизировать (а чаще – просто менять) каждые 2-3 года.
Контролируемая среда. Пользователи могут запускать только те приложения, которые установлены на сервере и выполнение которых разрешено администратором. Таким способом легко исключить игры на рабочем месте и злоупотребление Internet.
Простая и быстрая установка. Для создания нового рабочего места требуется не более 10 минут – в десятки раз меньше, чем для обычного десктопа.
Повышенная надежность. «Тонкий клиент» представляет собой устройство без движущихся частей и практически не выходящее из строя. Пользователи, не имеющие доступа к дисководам со сменными носителями, лишены возможности самостоятельно устанавливать ПО. Все это снижает затраты на обслуживание и позволяет уменьшить простои в работе из-за аппаратных сбоев, программных конфликтов или заражения вирусами.
Простое обновление ПО. Установка нового и обновление существующего ПО выполняется на сервере – нет необходимости заниматься этим на каждом из установленных в сети ПК.
Уменьшение риска краж. Сам по себе «тонкий клиент», будучи отключенным от сервера, не является полноценным компьютером и не представляет большой ценности для похитителя.
В концептуальном плане достоинства «тонких клиентов» неоспоримы. Это уменьшение полной стоимости владения, простота администрирования, быстрота и экономичность развертывания новых приложений и новых пользовательских рабочих мест, надежная работа без частых модернизаций, информационная безопасность и т. д. «Тонкие клиенты» развиваются давно, имеются стабильные, проверенные продукты, предлагаемые крупнейшими компаниями.
Воплощение в жизнь концепции «тонких клиентов» требует продумывания архитектуры корпоративной информационной системы, тщательного планирования ее развития.