С чего начать бизнес в Интернете
Если вас нет в интернете, значит, вас нет в бизнесе
Билл Гейтс
Как и любой вид деятельности, бизнес в интернете начинается с идеи и определения целей, которые мы будем преследовать. Если с идеей все понятно, то с формированием целей у многих возникают проблемы.
Целеполагание. Сначала нужно определиться, чего вы хотите добиться, вкладывая средства в создание собственного сайта, какие функции он будет выполнять:
- продажа товаров или услуг;
- улучшение имиджа;
- посадочная страница для рекламных кампаний (контекстная, рассылки, социальные сети и другие);
- привлечение партнеров;
- привлечение рекламодателей;
- информирование.
Этап выбора целей очень важен, так как он является фундаментом для дальнейших действий.
Аналитика. Следующим этапом является аналитика похожих интернет-площадок с обязательным выписыванием всех особенностей, которые есть на различных ресурсах, при этом желательно составить ментальную карту. Рисовать ее вручную не нужно, сегодня для этого существует множество программ. Наберите в поиске «ментальная карта» (интеллект-карта, mind map).
Планирование. После определения целей необходимо составить план действий, аналогичный бизнес-плану. В последнем необходимо учесть, что на продвижение интернет-сайта потребуется гораздо больше средств, чем на его создание. Все остальное – как обычно: составляющие спроса, плотности рынка, стоимости рекламы в сегменте бизнеса и планируемый возврат инвестиций и т.д.
Документация технического задания. Техническое задание – важный элемент любого проекта. Без него результат, полученный от исполнителей, может вас не порадовать из-за отличия точек зрения на одну и ту же задачу, а внесение изменений может стоить дорого. ТЗ интернет-сайта подобно проекту дома, в котором описана каждая деталь и каждый сантиметр под контролем.
Поиск решений, подходящих по требованиям ТЗ. В интернете существует множество способов для реализации потребностей бизнеса. Давайте попробуем разобрать несколько популярных видов:
- собственный интернет-сайт;
- группа в социальных сетях;
- канал на YouTube;
- каталоги компаний;
- торговые площадки;
- блоги;
- базы объявлений;
- публикации в СМИ и др.
Для каждой сферы деятельности существует свой минимум площадок для размещения компании (собственный интернет-сайт, группа в социальных сетях, канал на видеохостинга типа YouTube, собственный блог, размещение в различных базах объявлений вроде FarPost и т.п.). Как правило, для каждой компании необходимо создание интернет-сайта и дополнительные «места», где может находиться целевая аудитория.
Создание площадки. Мы рассмотрим пример создания площадки на основе собственного интернет-сайта.
На основе аналитики, описанной раннее, начинаем определяться с системой управления сайтом (CMS, или «движком»). CMS (от англ. сontent management system) – это фундамент для сайта, от правильного выбора которого во многом зависит дальнейшее развитие проекта и его рост. Таких систем существует великое множество: бесплатные, платные и написанные индивидуально под вашу компанию.
У каждого типа CMS существуют свои плюсы и минусы. Давайте их рассмотрим:
БЕСПЛАТНЫЕ (Joomla, WordPress, Drupal и другие)
Плюсы: бесплатные, быстрый запуск.
Минусы: содержат множество уязвимостей, которые позволяют взломать ваш сайт, разместить на нем рекламу, вирусы, поменять ваши контактах на конкурентов и многое другое; менее гибкие.
Кто использует: мелкий, краткосрочный бизнес.
ПЛАТНЫЕ (1С-Битрикс, UMI-CMS, NetCat, CS-Cart и другие)
Плюсы: по сравнению с бесплатными более безопасны и содержат меньше ошибок; быстрый запуск.
Минусы: высокая стоимость покупки лицензии, наличие регулярных платежей на получение обновлений для безопасности проекта, менее гибкие.
Кто использует: «Эльдорадо» (м.б., «сети типа «Эльдорадо»? потому что иначе получается, что их никто не использует), но с небольшой оговоркой, так как для них CMS была значительно переписана.
СВОЯ CMS (их также называют «студийные», «кастомные» или «самописные»)
Плюсы: безопаснее и надежнее, чем (м.б., добавим «типовые»? потому что «самописные» тоже платные) бесплатные и платные; нет необходимости регулярных платежей по обновлению; более гибкие, с возможностью реализации любой идеи, что, как правило, делает компанию лучше конкурентов; лучше продвигаются в поисковых системах.
Минусы: разработка проекта на 20-30% дороже и длительнее, чем у платных (типовых?).
Кто использует: VK, Facebook, Yandex, Mail.ru, Google, Amaon, AliExpress, Avito, FarPost, DNS и другие компании, для которых принципиально важна безопасность.
Важно сразу определиться, на какой системе делать интернет-сайт, так как дальнейший переход с одной системы на другую может потребовать много времени и финансовых ресурсов.
Мы пробовали создавать сайты на бесплатных, платных и на своих системах управления. Сейчас мы остановились на своей CMS, так как мы решили давать гарантии на свои сайты.
ПРОДВИЖЕНИЕ САЙТА В ИНТЕРНЕТЕ
Комплексное продвижение – это набор услуг, благодаря которым ваш сайт появляется среди первых 10 сайтов в выдаче при определенных запросах. Однако комплекс мероприятий по продвижению сайта затрагивает и ряд других, не связанных с поисковой видимостью мероприятий. В настоящий момент можно выделить несколько направлений которые следует изучить, продвигая сайт.
1. Деловая репутация. Она очень важна для компании, поскольку именно позитивный шлейф информации о клиенте позволяет потенциальному покупателю выбрать конкретно эту компанию. Большинство клиентов хотят заручиться поддержкой других клиентов и увидеть рекомендации. И если о вашей компании есть отрицательные отзывы и их легко найти, то часть клиентов попросту выберет ваших конкурентов.
2. Продвижение сайта. Когда с деловой репутацией порядок, пора начинать привлекать посетителей на сайт. Соответственно, есть вариант быстрого (контекстная реклама) и долгого привлечения (непосредственно само продвижение), но зато в перспективе более дешевого. Контекстная реклама дает быстрых, но более дорогих клиентов, при этом все работы при желании можно сделать за 1 день и уже завтра получить первые звонки. Процесс продвижения растягивается на 3-6 месяцев, и только потом клиенты из поиска начинают к вам приходить. При этом если контекстную рекламу можно попытаться настроить самому, то продвижением сайта лучше заниматься с помощью подрядчика.
3. Аналитика. В настоящий момент в интернете довольно много инструментов для анализа данных на вложенные средства. Это и Яндекс-Метрика, колл-трекинги и множество других сервисов. При этом на аналитике лучше не экономить, поскольку, как правило, до 80% средств выкидывается на ветер, а то, что дает клиентов, стоит не более 20% от общего прайса!
Порядок действий при продвижении сайта с нуля:
- Заказать аудит сайта, после чего исправить все ошибки и недочеты и подключить аналитику. Поставить все формы обратной связи, подключить прослушку звонков, сделать карту сайта, подключить https-протокол и кучу других вещей (каких именно?).
- Попросить своих клиентов оставлять отзывы на сайте, чтобы другие посетители не сомневались в качестве ваших товаров и услуг.
- Заказать директ- и аdwords-рекламу для привлечения клиентов прямо сейчас.
- Заказать статьи с трастовой* ссылкой на ваш сайт у других (желательно раскрученных) ресурсов, близких по тематике к вашей.
- Заказать отзывы или посты в социальных сетях с обязательной ссылкой на ваш сайт.
- Затем смотреть аналитику и выбирать наиболее лидогенерирующие варианты (те каналы продвижения, с которых поступило наибольшее число заявок).
КАК ПРОДВИГАТЬ: САМОМУ ИЛИ ЧЕРЕЗ АГЕНТСТВО?
Раскрутка виртуальной торговой площадки включает в себя администрирование двух базовых бизнес-аспектов:
- поиск, привлечение и координирование работы маркетингового агентства;
- создание и оптимизация интернет-магазина web-предпринимателем (или компанией, предлагающей соответствующие услуги).
Стоит отметить, что большая часть бюджета уйдет именно на продвижение коммерческой площадки, а не на ее конструирование! Для того чтобы не переплачивать при реализации работ этого типа, необходимо помнить, что:
- самостоятельная раскрутка проекта будет успешной, если вы действительно разбираетесь в алгоритмах применения актуальных маркетинговых тактик и приемов (в противном случае вы зря потратите время и средства не только на попытки понять принципы внедрения торгового предложения на online-рынок, но и на устранение допущенных ошибок);
- при передаче полномочий команде профессионалов недостаточно вовремя оплачивать их счета. Эффективное решение задач требует вашего непосредственного участия в обсуждении каждой стадии продвижения.
При отсутствии вашего контроля над процессом вы потеряете не только деньги, но и время.
Какие задачи решает рекламное агентство?
- Анализ технических аспектов развития конкурентных площадок.
- Аудит ниши, в рамках которой планируется продвижение виртуального магазина.
- Составление плана по раскрутке.
- Наращивание внешнего ссылочного материала.
- Поисковая оптимизация магазина с учетом последних требований поисковых систем.
- Разработка контент-стратегии.
- Создание портрета среднестатистического потенциального клиента на основе собранных поведенческих показателей, факторов.
- Анализ эффективности подключения того или иного канала, метода.
Какие задачи должны решить вы?
- Оказание содействия исполнителю по завершении создания магазина.
- Грамотное делегирование обязанностей на всех этапах продвижения.
- Контроль всех бизнес-процессов.
- Наблюдение за динамикой продаж.
- Анализ работы менеджеров-консультантов.
- Поиск методов улучшения торговой площадки (речь идет, например, об оптимизации алгоритма обработки заказов).
- Обсуждение результатов и корректировка интернет-маркетинговой стратегии (при необходимости).
Примерный перечень разовых и постоянных расходов, необходимых как для запуска интернет-магазина, так и его продвижения:
- создание торговой площадки (разовая трата);
- разнотипные бизнес-процессы, выстраивающие фундамент для популяризации будущего бренда (формирование продаваемой ценности, составление антикризисного бизнес-плана, определение ключевых показателей эффективности и т.д. (периодические расходы));
- оплата домена (100-10000 руб. в год и более в зависимости от имени домена первого уровня: .com, .ru, .info, .рф) и хостинга (о бесплатного до 40000 руб. и выше, в зависимости от конфигурации сервера, на котором будет размещен ваш сайт);
- дополнительная оптимизация интернет-магазина на основании результатов анализа конверсионных показателей, поведенческих факторов, отзывов клиентов и т.д. (периодические расходы);
- поэтапная реализация интернет-маркетинговой стратегии (постоянные расходы, требующиеся для системного внедрения всех потенциально эффективных рекламных каналов и тактик).
Рекомендации по распределению бюджетных средств. Постоянно оценивайте результативность вложений, отдавая предпочтение каналам продвижения с большей конверсией (приводящих большее количество покупателей), и, соответственно, отказываясь от менее эффективных.
Ваша главная задача – это поэтапное достижение следующих целей:
- повышение позиций интернет-магазина в поисковиках;
- повышение конверсии торговой площадки;
- увеличение количества реальных продаж;
- удержание «горячих» клиентов.
Факторы, которые будут способствовать торможению раскрутки виртуального магазина
- переизбыток лишних возможностей;
- сложности, наблюдающиеся на стадии наполнения ассортимента товаров;
- наличие пробелов и недоработок в маркетинговом плане;
- стремление со стороны владельца сделать все самому;
- непродуманная концепция позиционирования магазина;
- реализация товара в телефонном режиме;
- непонимание того, как нужно спроецировать преимущества offline-магазина в online-формат потребления.
В следующем номере мы расскажем еще об одном способе продвижения товаров и услуг для тех из наших клиентов, кто уже давно сотрудничает с интернет-проектом «Клуб Директоров» и кто не хочет вкладывать большие средства в создание и раскрутку собственного сайта.