Компетенции и имитация в цифровой экономике
Для начала обратимся к Википедии за определением термина «имитация»:
Имитация (от лат. imitatio – «подражание»), подражание (голосу, почерку и т.д.) – уподобление кому- или чему-либо, воспроизведение, повторение, копирование.
А вы знаете, что в мире даже проводят конкурсы имитаторов? Самый известный из них – конкурс имитации игры на воображаемой гитаре Air Guitar World Championships. В 2015 году его даже выиграл наш соотечественник, Кирилл Блюменкратц.
Наверняка каждый слышал расхожее выражение «имитация бурной деятельности». Это когда, ничего не делая (неважно в какой сфере), человек изображает какую-то деятельность, не несущую в себе никакой практической пользы. Имитировать можно все что угодно, но результат симуляции известен – это отсутствие результата.
«К чему все эти слова про имитацию?» – спросит уважаемый читатель статьи о компетенциях и ИT-отрасли? А давайте разбираться вместе.
Цифровая экономика, электронное взаимодействие, центры компетенций, умные города, биг дата, интернет вещей, блокчейн. Звучит солидно, модно. Вот уже не один десяток лет Приморский край вместе с теперь уже столицей всего ДВФО – Владивостоком – пытается построить цифровое взаимодействие, но строится оно как-то трудно, тяжело и совсем странно. Только в последнее время Приморский край и город Владивосток начали делать попытки наверстать чудовищное отставание в цифровизации региона, но и здесь все неоднозначно.
Вы будете начинать строить дом с крыши? Думаю, что нет. Есть четкое понимание плана строительства с конкретными шагами, которое во всем мире начинается с фундамента. Фундаментом цифровой экономики края и города являются законодательные акты. А их нет от слова «совсем». Разработать, принять и утвердить не могут уже не один десяток лет, и складывается предположение, что ответственные лица, которые отвечают за этот процесс, просто не знают с чего начать. Вся цифровая экономика в качестве фундамента – это взаимодействие в единой информационной среде по правилам и стандартам. А правила и стандарты никто выработать не может.
«Но как же так? – спросит внимательный читатель. – Постоянно говорят о цифровой экономике, программы даже есть федеральные, отчеты».
В том то и дело, что отчеты есть, а цифровизации нет, потому что нет фундамента. Как-то незаметно федеральная госпрограмма «Информационное общество», в которой четко обозначено, что благодаря ей «граждане получают максимум выгод», в Приморском крае вместо привлечения местных ИT-компаний для ее реализации стала программой для 2 департаментов и 5 казенных предприятий. Вроде бы и программу выполняем, и отчеты есть, в которых сказано, что в цифровой экономике участвуем, а по факту это не развитие отрасли, а просто поддержка государственных учреждений. Что получит простая ИT-компания из города Владивостока или г. Находка от данной программы? Ничего. А отчет об участии в госпрограмме есть.
А как же миллиардные соглашения для цифровой экономики, заключенные на пятом, юбилейном ВЭФ, завершившемся меньше месяца назад на о. Русский?
Как ответил глава Сбербанка Герман Греф, «Все соглашения предусматривают участие Сбербанка в проектах по цифровизации деятельности организаций и органов исполнительной власти регионов, в которых примет активное участие специальный «цифровой» дивизион госкорпорации».
Как вы думаете, получат ли что-нибудь местные реальные ИT-компании, которых по данным Министерства цифрового развития РФ осталось во Владивостоке всего 16? Герман Оскарович четко объяснил, что и в этом случае финансирование будет отдано госкорпорациям. Про налогообложение не стоит и упоминать, поскольку минимальная финансовая грамотность говорит о том, что и налоги будут оплачены в столице нашей Родины. Что получит город и край в результате имитации и подмены реальной ИТ-отрасли края центром цифрового развития на о. Русский? Конечно, отчет о проделанной работе и «стирку» федерального капитала на о. Русский.
Когда капитал планомерно, год за годом уходит из Владивостока, вслед за капиталом уходят и компетенции. Причина нынешнего отсутствия высококвалифицированных кадров на территории края – это следствие отсутствия системной работы вложений в местные компетенции как таковой.
Сможет ли сейчас руководитель предприятия во Владивостоке оперативно найти себе системного администратора на 50 компьютеров со средним уровнем компетенций? Его придется поискать не одну неделю в лучшем случае и при удачных обстоятельствах. А про разработчиков высокой квалификации и говорить не хочется.
Подавляющее большинство уезжает на запад, вслед за капиталом, потому что даже вчерашние студенты видят, что имитация деятельности в ИТ-сфере – это не реально созданная инфраструктура.
Невозможно обладать компетенциями в своей области и вопреки Указу Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» исключать конкретные целевые показатели развития Приморского края в ИТ-сфере, исключая целые подразделы.
Несмотря на то, что глава города Владивостока обладает полномочиями на право внесения в Думу города Владивостока проектов муниципальных правовых актов, компетенций проработать правовой акт о создании системы управления реализацией «Концепции» на территории г. Владивостока, по всей видимости, у сотрудников администрации не хватает. А это и есть ключевой камень фундамента цифровой экономики. Как еще объяснить полную тишину и молчание по принятому Думой города Владивостока решению в марте за №217 «Концепция развития информационного общества на территории города Владивостока до 2030 года».
Постановление есть, а действий нет. Обычно, если не хватает компетенций, их можно наработать, просто взяв за основу опыт более успешных городов и областей в РФ, которые уже давно продвинулись в вопросах цифровой экономики. Но для этого нужно не имитировать действия и публиковать отчеты, а изучить нормативно-правовые акты других городов и регионов и хотя бы перенести их в правовое поле вакуума цифровой среды города и края. Компетенции со временем будут наработаны, но имитировать деятельность, находясь на должности во власти, губительно для города и края. Капитал будет продолжать уходить из региона, а вслед за ним и квалифицированные кадры, обладающие компетенциями в ИТ-сфере.
Верится, что город и край вскоре смогут сказать: «Да, у нас есть стратегия развития отрасли информационных технологий края и программа по развитию цифровой экономики, а во всех сферах городского и краевого хозяйства присутствует современная цифровая составляющая, предусматривающая участие местных ИТ-компаний».