Электронная подпись
Все мы привыкли к термину «электронная цифровая подпись», однако сейчас правильнее использовать другой термин – «электронная подпись», поскольку в апреле 2011 года вступил в силу Федеральный закон №63-ФЗ «Об электронной подписи».
Электронная подпись (ЭП) – средство контроля подлинности информации в электронном виде, обеспечения целостности электронных данных, подтверждения их авторства и актуальности, это информационный объект, создаваемый для подписываемых данных.
Выделяются следующие виды ЭП:
Простая электронная подпись – ЭП, которая через использование кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования ЭП определенным лицом.
Усиленная ЭП, в отличие от простой, сопровождается или может сопровождаться сертификатом ключа проверки электронной подписи и различается по видам: усиленная квалифицированная ЭП и усиленная неквалифицированная ЭП. Усиленные подписи позволяют не только определить подписанта, но и защитить документ от дальнейших изменений.
Неквалифицированная ЭП получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи.
Позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ, и обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
Квалифицированная ЭП соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи. Ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате. Для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом 63-ФЗ.
Что дает ЭП?
Владелец сертификата ЭП, находясь на своем рабочем месте (или даже удаленно), может:
- работать с государственными системами и порталами;
- участвовать в торгах на электронных торговых площадках;
- взаимодействовать с контролирующими органами (отправлять отчетность и неформализованные сообщения);
- обмениваться юридически значимыми документами с другими организациями/ИП (заключать договоры, подписывать акты сдачи-приемки и счета-фактуры);
- обмениваться защищенными сообщениями по электронной почте.
Согласитесь: это очень удобно!
На самом деле приобретается совсем не ЭП, а услуга по выпуску сертификата (квалифицированного или неквалифицированного), а приобретенный сертификат потом используется при формировании ЭП при подписании документа.
Что такое сертификат? Это электронный документ, который выдается удостоверяющим центром (УЦ) и подтверждает принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи.
Сертификат содержит информацию:
- об области применения сертификата – задачи, для решения которых можно использовать данный сертификат;
- об удостоверяющем центре, выдавшем данный сертификат;
- о клиенте, который приобрел сертификат (данные ЮЛ/ФЛ);
- о человеке, на имя которого выпущен сертификат, – ФИО, e-mail;
- о дате выпуска, сроке действия и др.
Владельцем сертификата может стать как физическое лицо, так и юридическое. Купить сертификат ЭП можно в специальных Удостоверяющих центрах.
Удостоверяющий центр (УЦ) или центр сертификации (англ. certification authority) – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие функции по созданию и выпуску сертификатов ключей проверки электронных подписей.
УЦ оказывает услуги по:
- предоставлению выпущенных сертификатов ЭП любым заинтересованным лицам;
- аннулированию (отзыву) сертификатов ЭП.
УЦ хранит всю информацию, предоставленную клиентами для выпуска сертификата (данные о владельце, документы, подтверждающие полномочия, и пр.).
В какой из существующих УЦ обратиться? Преимущества, на которые стоит обратить внимание:
- Многолетний опыт работы.
- Удобство для пользователя. Заполнить заявку на сертификат можно в режиме онлайн, не выходя из дома.
- Получение сертификата ЭП своевременно и без задержек. Сall-центр работает в режиме 24*7. Специалисты call-центра отвечают на вопросы пользователей в любое время.
- Высокий уровень безопасности. УЦ имеет необходимый уровень технической защиты в соответствии с требованиями ФСТЭК. УЦ лицензирован ФСБ на работу со средствами криптографической защиты информации.
- Надежность инфраструктуры. Сертификаты УЦ – это гарантия вашей спокойной работы без рисков. ЭП клиентов будет действовать в течение всего установленного срока.
При оформлении ЭП в сентябре – аккредитация на 5 основных ЭТП бесплатно!