Современное состояние рынка корпоративных облигаций в России

Данная статья главным образом призвана обратить внимание эмитентов Дальнего Востока на весьма перспективный способ привлечения инвестиций развивающийся в России – рынок корпоративных облигаций.

В настоящее время совокупный номинальный объем корпоративных и банковских облигаций составляет порядка 40 млрд. руб. В декабре 2000 года размещено облигаций стоимостным объемом 5268 млрд. руб. Это рекордный показатель в истории российского рынка. Оборот вторичного рынка корпоративных облигаций в 2000 году составил величину порядка 4 млрд. руб.

Наиболее активно торгуемой бумагой из числа корпоративных облигаций в 2000 году стали облигации Внешторгбанка. Оборот торгов по ним составил 1,8 млрд. руб. или 45% от общего оборота рынка корпоративных облигаций. Суммарный оборот по всем выпускам облигаций ТНК составил 1,5 млрд. руб. или 38% от общего оборота рынка. На все остальные облигации пришлось лишь 17% оборота вторичного рынка.

Такой показатель, как количество сделок (а именно он в большей степени характеризует реальную рыночную активность) в течение года вырос на порядок. Количество торгуемых облигаций также значительно увеличилось.

Каким на данный момент видится будущее развитие рынка облигаций, и отчего оно будет зависеть? Рынок корпоративных облигаций не может развиваться автономно от других сегментов рынка облигаций – государственных и муниципальных. Причем, чем выше уровень развития этих сегментов, тем обычно выше и уровень развития рынка корпоративных облигаций. Бывает, конечно, и обратный эффект – так называемый “эффект вытеснения”, когда государство, осуществляя избыточные заимствования, настолько завышает процентные ставки, что большая часть инвестиционных ресурсов идет именно государству, поскольку предприятия не могут привлекать ресурсы под такие процентные ставки. Именно такая ситуация имела место в России в 1995-1998 гг. Программа госзаимствований на 2001 год достаточно умеренная – планируется выпустить облигаций на 89 млрд. руб. При этом объем погашаемых в 2001 году бумаг составит порядка 80 млрд. руб., так что объем нетто-заимствований будет совсем невелик. Умеренность государства, разумеется, является очень хорошим фактором для корпоративных заемщиков.

Если раньше в основном выпускались корпоративные облигации, предусматривающие привязку номинала и купонных платежей к курсу доллара, то теперь все больше размещаются чисто рублевые облигации. Ситуация вполне естественная на фоне стабилизации курса рубля. Правда, пока долгосрочных рублевых облигаций никто размещать не решается, но краткосрочные облигации в ближайшем будущем видимо будут только рублевыми.

Хочется обратить внимание на следующий факт. После того, как в 1999-начале 2000 гг. были размещены облигации ряда промышленных предприятий, в какой-то момент казалось, что инициатива в выпуске облигаций перешла к банкам. Были осуществлены выпуски облигаций МДМ-Банка, Внешторгбанка, НОМОС-Банка, компаний МДМ-Траст и ГУТА-Инвес;, ряд банков (Пробизнесбанк, МФК, Международный Московский Банк, Альфа-Банк) заявили о том, что рассматривают планы выпуска облигаций. Это казалось немного нелогичным – в значительной степени проблемы банков связаны не с привлечением, а с размещением средств. Теперь ситуация возвращается “на круги своя” – инициатива в выпуске облигаций снова переходит к промышленным предприятиям, которые действительно испытывают нехватку инвестиционных ресурсов. Тюменская Нефтяная Компания, которая уже эмитировала больше всех облигаций (9 млрд. руб.), планирует осуществить еще один выпуск облигаций в начале 2001 года.

Пока что выпуск облигаций применяется компаниями из весьма узкого спектра отраслей: нефтегазовый комплекс, металлургия, электроэнергетика, связь. Фактически, этими четырьмя отраслями список пока исчерпывается. Но теперь на рынок выходят и крупные предприятия машиностроения. Уже идет размещение облигаций компании “Протон-Пермские Моторы”, и вот теперь о планах выпуска корпоративных облигаций заявил флагман российского тяжелого машиностроения – группа “Уралмаш-Ижора” (“Объединенные машиностроительные заводы”, ОМЗ). Объем планируемого займа не очень велик по сравнению с масштабами компании – 280 млн руб., но, вероятно, это будет только первым шагом компании на этот рынок. Предприятия Уральского региона в ближайшем будущем могут стать одними из наиболее активных эмитентов облигаций. Лидером здесь, безусловно, является ММК, который уже разместил и погасил 6 выпусков облигаций на 300 млн. руб., и планирует в ближайшем будущем разместить облигаций на 1.5 млрд. руб. (7 и 8 выпуск по 70 млн. руб. были размещены в конце ноября и начале декабря 2000 г).

Менее активны в выпуске облигаций пока предприятия легкой и пищевой промышленности. Но примеры выпусков есть и здесь. Одной из наиболее масштабных эмиссий в этом секторе станут облигации концерна “Калина” (70 млн. руб.). Еще один эмитент из данной отрасли, заявивший о своих планах размещения облигаций – компания “Русский продукт”, занимающаяся производством и торговлей продуктами питания. Компания “Русский продукт” учреждена весной 1996 года и сегодня является одним из лидирующих предприятий на российском рынке производства и реализации продуктов питания. В настоящее время компания “Русский продукт” объединяет производственные мощности ряда предприятий, являющихся ее структурными подразделениями: Московский экспериментальный комбинат пищевых концентратов “Колосс”; Московский пищевой комбинат; Макаронная фабрика “Супермак”, Детчинский завод овощных концентратов. Даже небольшие компании, которые начинают использовать облигации для привлечения капитала, в основном не отказываются от этого инструмента и в дальнейшем. Один из примеров этого – Ликероводочный Завод “Оша” г. Омск. Вслед за первым выпуском, погашенным в августе, компания приняла решение разместить второй выпуск облигаций. Объем выпуска остается прежним – 15 млн. руб.

Возможно, на рынок корпоративных облигаций также вскоре выйдут компании строительного комплекса, прецедентов эмиссий облигаций которого (за исключением “жилищных” займов) пока что не было. О планах выпуска облигаций заявила группа “Штерн”. Правда, основной акцент группа пока делает не на облигации, а на вексельные займы. Группа “Штерн” планирует выпустить облигаций объемом 0,5 млрд. руб. на срок полтора-два года. Выпуск запланирован на лето 2001 года.

Компании телекоммуникационного сектора были исторически первыми эмитентами корпоративных облигаций в России. Основной объем приходился на “телефонные” облигации, но были и прецеденты размещения денежных облигаций (Ивтелеком, Электросвязь Омской обл., Уралсвязьинформ). Однако, несмотря на это, в последнее время активность компаний связи по выпуску облигаций низка. Исключением можно считать лишь недавний выпуск облигаций МГТС. Что касается региональных операторов, то им, в основном, не до облигаций – они заняты предстоящей реструктуризацией и укрупнением. Тем не менее, отдельные компании все-таки планируют выпуск облигаций. Это, например, “Уралсвязьинформ”. Но запланированный выпуск в 50 млн. руб. также явно невелик для компании такого уровня.

Что в секторе банковских облигаций? Заявлений о планируемых эмиссиях здесь меньше, чем в корпоративном секторе. Достаточно тихо прошло сообщение о регистрации эмиссии облигаций Промсвязьбанка. Облигации будут размещаться на ММВБ, начать размещение планируется в начале 2001 г. НОМОС-Банк в декабре погасил свой первый выпуск облигаций. И, как большинство эмитентов, вышедших на рынок облигаций, не планирует останавливаться на достигнутом. Объем следующего выпуска может составить 500-600 млн. руб.

В целом интерес предприятий к данной теме, безусловно, заметно повысился. О своем интересе к данному рынку и планах выпуска облигаций, так или иначе, заявляют достаточно многие предприятия. Но, в большинстве своем, планы эти не конкретны. Все-таки облигации остаются “диковинкой” для российских предприятий. Удивляться этому вряд ли следует – первые рыночные займы стали размещаться всего около года назад. А количество полноценных рыночных размещений до сих пор измеряется однозначными цифрами.

Но, несмотря на существенный прогресс рынка корпоративных облигаций в России, по мировым меркам он остается мизерным. Недавно Deutsche Telekom разместил пакет облигационных займов объемом $14 млрд. Это во много раз больше, чем весь объем рынка корпоративных облигаций в России. Что ж, российскому рынку корпоративных облигаций есть куда расти.

Еще один аспект, на котором хочется остановиться, – это процесс формирования в России круга инвестиционных банков, осуществляющих организацию и андеррайтинг облигационных займов. Многие российские банки и инвестиционные компании, осознав перспективность данного бизнеса, активно развивают комплекс услуг по организации размещения корпоративных облигаций. Причем все активнее на этом рынке представлены банки. Возникает и практика эмиссионных синдикатов. Первый пример такого рода – последние выпуски облигаций ММК, в размещении которых принимают участие 5 андеррайтеров. В западной практике общепринятой является схема, когда в размещении выпусков ценных бумаг принимает участие до нескольких десятков и даже сотен андеррайтеров. В России в основном пока обходилось одним, максимум 2-3 андеррайтерами, но, возможно, ситуация начинает меняться.

Облигации нужно не только размещать, но еще и погашать. И по мере того как происходит рост рынка, все чаще компании объявляют об осуществлении погашений своих облигаций. Пока случаев дефолта по корпоративным облигациям в России еще не было (за исключением РАО “ВСМ”, но это не было классическим корпоративным займом). И в ближайшее время проблем не будет, потому что, начиная с середины 2000 г., компании перешли к выпуску более долгосрочных облигаций с выставлением оферты по досрочному выкупу. Правда, при резком ухудшении конъюнктуры у эмитента может возникнуть проблема, если существенная часть облигаций будет предъявлена к досрочному выкупу. Но пока такой сценарий видится маловероятным.

Итак, темпы роста рынка корпоративных облигаций впечатляют. Рост идет по всем показателям – больше эмитентов, больше объемы займов, длиннее сроки обращения. 2000 г. – момент перехода количества в качество. До этого выпуски облигаций рассматривались как пилотные проекты, цель которых – начать формирование публичной кредитной истории, отработать новую технологию привлечения капитала и т.д. Теперь же рынок корпоративных облигаций начинает все больше восприниматься как реальный источник ресурсов. Это уже не игрушка, не забава, не инвестиция в будущее – это нормальный инструмент финансирования. Конечно, пока корпоративные облигации не стали существенным источником средств по сравнению с банковскими кредитами (объем выпущенных небанковских корпоративных облигаций составляет сейчас 40 млрд. руб., объем банковских кредитов предприятиям составляет 550 млрд. руб.). Но свою роль корпоративные облигации начинают выполнять. Корпоративные облигации начинают привлекать все большее внимание инвесторов, а брокерские компании начинают рекомендовать своим клиентам этот инструмент. Данный сегмент рынка более интересен с точки зрения доходности, чем рынок государственных долгов. В то же время, он не несет в себе инфраструктурных рисков, присущих вексельному рынку, так как выпуски имеют листинг на ММВБ и их депозитарием является НДЦ.



Добавить комментарий

Войти через соцсети