Законны ли звонки с промопредложениями банков?

Бывает, что финансовые организации включают в кредитные договоры условия о согласии заемщиков на получение рекламы, после чего клиент вынужден отвечать на многочисленные звонки с «эксклюзивными» предложениями. Законно ли это и как финансовые организации могут распоряжаться вашими персональными данными, рассказали в Дальневосточном ГУ Банка России.

Право на отказ от рекламы

Согласно действующему законодательству распространение рекламы по телефону, электронной почте и в СМС-сообщениях возможно только с согласия абонента или адресата. Если такого согласия нет, то организации не имеют права обзванивать клиентов, предлагая свои услуги, или рассылать рекламу. Если реклама поступает от банка, МФО или другой финансовой организации, которой вы не давали своего согласия, на них можно пожаловаться в Банк России или Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Недобросовестной является и практика, когда кредитор включает условие о согласии заемщика на получение рекламы в текст договора или заявления о выдаче кредита или займа, поскольку в этом случае клиенты не имеют возможности отказаться от рекламы, проморассылок и звонков. Нередко такие заемщики продолжают получать рекламную информацию даже после того, как погасят долг.

Согласие на получение рекламных сообщений должно оформляться либо как дополнительная подпись в тексте договора, либо как отдельный документ, что более предпочтительно. Согласие клиента не может быть бессрочным, оно дается на определенный срок и не должно продлеваться автоматически. Такие разъяснения закона о рекламе в сентябре 2021 года выпустили Банк России и ФАС для банков, МФО, кредитных кооперативов и ломбардов.

Клиент должен знать, что он вправе отказаться от получения рекламы в любой момент и его отказ не повлияет на решение о выдаче кредита или займа.

Если клиент при заключении кредитного договора дал разрешение на получение рекламы, но затем передумал, ему достаточно уведомить об этом кредитора. Отказаться от ненужных рассылок и звонков можно по телефону, но лучше написать заявление в офисе организации.

Осторожно с пролонгацией

Когда человек оформляет кредит или заем, банки или микрофинансовые организации обязаны запросить у него разрешение на использование персональной информации. Если кредитор планирует передать доступ к ней другим компаниям или использовать их для рекламы собственных услуг, он должен попросить клиента подписать отдельное разрешение для каждого случая. Новые правила работы с персональными данными разъясняются в информационном письме Банка России и Роскомнадзора.

Однако бывает, что одной подписью заемщик передает данные не только своему банку, но и неограниченному кругу организаций. В результате компании используют персональные сведения для рекламы и других целей, не связанных с выдачей и обслуживанием долга. Иногда это происходит даже спустя долгое время после выплаты кредита или займа.

Поэтому клиентам нужно обращать внимание на содержание согласия на обработку персональных данных, которое они подписывают, и особенно на срок его действия. Не стоит подтверждать автопродление согласия или бессрочное использование личных сведений.

Другие правила действуют, если речь идет о просроченной задолженности и ее взыскании. Независимо от того, соглашался ли должник на передачу персональных данных, кредитор имеет право передавать сведения о клиенте другим организациям в рамках действий по возврату просроченной задолженности.

Если вам кажется, что при использовании персональных данных были нарушены ваши права, жалуйтесь в Роскомнадзор и ФАС.

Не делайте тайное явным

Обрабатывают персональные данные не только банки, но и, например, магазины. Часто люди оставляют личную информацию и в соцсетях. Знать наверняка, кто и как распорядится этими сведениями, нельзя, но можно свести к минимуму риски.

Помните: вашего имени, адреса и телефона недостаточно для того, чтобы навредить вам, но очень важно не сообщать никому конфиденциальные данные, например полные реквизиты своей карты. Не стоит доверять людям, которые звонят вам по телефону и представляются сотрудниками банков. Вы не можете знать наверняка, кто находится на другом конце провода. Нельзя выполнять инструкции, которые вам дают по телефону, даже если вам говорят о незаконном списании средств с вашего счета или пугают оформлением кредита на ваше имя. Помните, что реальный сотрудник банка не будет спрашивать данные вашей карты.

Даже если информация звучит очень правдоподобно, лучше перестраховаться и позвонить в банк самому, чтобы узнать, что на самом деле происходит с вашим счетом. При этом даже если у вас на телефоне высветился знакомый номер банка, ни в коем случае не перезванивайте на него, наберите номер горячей линии банка вручную. Мошенники очень часто подделывают номера настоящих организаций.

Подключите СМС-оповещения об операциях. Так вы сможете отслеживать все изменения баланса и контролировать транзакции пополнения и списания, совершенные в том числе без вашего согласия.



Добавить комментарий

Войти через соцсети