Платформа «Знай своего клиента»: что важно знать бизнесу

К платформе Банка России «Знай своего клиента» подключились все российские банки. С 1 июля они ежедневно получают от регулятора информацию о том, к какой группе риска совершения подозрительных операций можно отнести их клиентов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Чем такое нововведение будет полезно для бизнеса, разбираемся с Дальневосточным ГУ Банка России.
Как работает платформа «Знай своего клиента»?
Сейчас платформа располагает сведениями о 7 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Банки на ежедневной основе предоставляют в Банк России информацию о своих клиентах – юридических лицах и ИП. Алгоритмы в рамках платформы «Знай своего клиента» анализируют деятельность этих компаний, и по итогам этого анализа кредитным организациям предоставляется информация обо всех бизнес-клиентах с разбивкой по уровню риска.
Банк России выделяет три группы – низкого, среднего и высокого уровней риска («зеленую», «желтую» и «красную»). На данный момент в России к «зеленой» группе отнесены около 99% компаний, к «желтой» – 0,7%, к «красной» – 0,3%. Полученные от сервиса данные банки могут использовать, чтобы определять режим работы с каждым клиентом. Если клиенты относятся к «зеленой» группе, операции между ними должны проводиться беспрепятственно. Если же и банк, и регулятор поставили клиенту «красную» оценку, банк должен незамедлительно установить запрет на проведение практически всех его операций.
С какой целью создана платформа? Ведь банки и раньше сами оценивали своих клиентов
Задачи данного сервиса – снижение нагрузки на добросовестных предпринимателей и экономия ресурсов кредитных организаций. Платформа Банка России – вспомогательная, банки используют эту информацию добровольно. Но у регулятора накоплен огромный аналитический опыт, у него больше информации, чем у каждого банка в отдельности, а его оценка точнее.
Использование информации платформы позволит банкам сосредоточиться на предупреждении подозрительных операций, а не на проверке предпринимателей, уже хорошо зарекомендовавших себя при работе с другими кредитными организациями.
Если клиент отнесен к низкому уровню риска, банк будет не вправе отказать ему в открытии счета или проведении операции (при условии, что его контрагент отнесен к «зеленой» группе риска), а также не сможет расторгнуть договор банковского счета. Таким образом сформируется среда, в рамках которой платежи должны проводиться беспрепятственно. Единое информационное поле упростит работу кредитным организациям, а бизнес избавит от возможных дополнительных запросов с их стороны.
По каким критериям бизнес относят к той или иной группе риска?
Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к группам риска совершения подозрительных операций установил Банк России. Их в целом можно разделить на 6 разделов – это оценка видов, характера и финансовых результатов деятельности компании; оценка операций по счетам в кредитных организациях; оценка учредителей (участников), руководителей юрлица либо физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя; оценка аффилированности с иными компаниями, совершающими подозрительные операции; оценка рисков и секторальная оценка рисков, проведенные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также оценка информации, поступившей от государственных органов. Подробное описание этих критериев можно найти на сайте Банка России.
Что поменяется для клиентов из «желтой» группы риска?
Для них порядок работы с банками не поменяется: кредитные организации будут иметь право применять к ним противолегализационные меры, то есть они по-прежнему смогут отказать такому клиенту в открытии счета или проведении операции, а также расторгнуть договор за неоднократные нарушения.
Какой бизнес Банк России относит к «красной» категории риска?
Это, в первую очередь, компании, которые не ведут реальную хозяйственную деятельность, создаются специально для того, чтобы участвовать в проведении сомнительных операций, в том числе по отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Что делать предпринимателю, если он не согласен с решением банка и регулятора?
Текущее законодательство позволяет минимизировать ошибки при оценке рисков клиентов, связанные с отнесением к группе высокого уровня риска. Информация платформы «Знай своего клиента» является для банков вспомогательной, окончательную оценку о добросовестности бизнеса своих клиентов с точки зрения «антиотмывочного» законодательства они должны присваивать самостоятельно. Предприниматель, не согласный с решением банка, должен обратиться в кредитную организацию и попробовать урегулировать вопрос там.
Если же банк не меняет оценку, то тогда можно обжаловать такое решение в Межведомственной комиссии при Банке России. Если клиента не устроит и ее решение, то у него всегда остается право обратиться в суд.