ОСАГО: Доступность полисов и мошенничество на рынке автострахования

Для жителей Приморского края, одного из самых автомобилизированных регионов страны, вопросы, связанные с ОСАГО, остаются актуальными всегда. О мошенничестве в автостраховании и том, что делать, если возникают проблемы с оформлением полиса, рассказали в Дальневосточном ГУ Банка России.

– Как защититься от мошенников на рынке автострахования?

– Первое, что нужно сделать, чтобы избежать покупки фальшивого полиса ОСАГО, – проверить страховую компанию на наличие лицензии на сайте регулятора www.cbr.ru. Компания не имеет права продавать полисы, если ее лицензия отозвана, приостановлена или ограничена. Если приобретаете полис через маркетплейс, нужно убедиться, что он состоит в реестре регулятора. Страхового посредника, то есть брокера или страхового агента, тоже нужно проверить, убедиться в законности его деятельности можно на сайте или по телефону горячей линии страховщика.

Мошенники нередко открывают поддельные страницы известных организаций, сайты страховых компаний – не исключение. Поэтому адресную строчку в браузере тоже нужно проверять. Все адреса официальных сайтов страховщиков, страховых брокеров и маркетплейсов можно найти в реестрах Банка России на сайте www.cbr.ru. Кстати, для безопасности на страницы страховщиков можно переходить с сайта Российского союза автостраховщиков (РСА). От злоумышленников также защищает маркировка в поисковых системах «Яндекс» и Mail.ru: официальные ресурсы помечены синей галочкой.

– Как проверить подлинность полиса?

– На каждой странице электронного полиса должен быть защитный QR-код в правом верхнем углу бланка. При переходе по QR-коду можно проверить название страховой компании, номер полиса, дату выдачи, срок действия документа, а также марку, модель, VIN-код и государственный номер автомобиля. Если в эти данные закралась ошибка, нужно срочно связаться со страховой компанией и попросить их исправить. В противном случае полис будет считаться недействительным, а значит -не защитит владельца от убытков при ДТП.

Сайт РСА тоже помогает проверить подлинность полиса ОСАГО, там можно посмотреть, какой страховой компании он принадлежит, и убедиться, что у нее есть действующая лицензия. Если полис не значится в реестре РСА, нужно сообщить об этом в полицию и приобрести новый.

– Улучшилась ли ситуация с доступностью полисов ОСАГО в Приморье?

– Приморцы стали реже жаловаться на недоступность полисов ОСАГО. Существенное снижение количества жалоб на невозможность заключения договоров ОСАГО в регионе наблюдается с III квартала 2023 года.

Кроме того, в 2023 году Приморский край перешел из «красной» зоны с повышенными рисками мошенничества в сфере ОСАГО в «желтую». Этого удалось достичь благодаря совместной борьбе с противоправными практиками, в которой активно участвуют правоохранительные органы, страховщики, Правительство края. Ситуация с доступностью полисов ОСАГО в регионе выравнивается, однако работа по стабилизации рынка автострахования продолжается.

– В каких случаях страховая компания имеет право отказать в продаже ОСАГО?

– По закону компании, которые занимаются обязательным страхованием автогражданской ответственности, должны продавать полисы всем желающим – как у себя в офисе, так и на сайте. Иначе страховая компания может быть оштрафована или лишена лицензии.

Страховщик может отказать в оформлении страховки только в двух случаях: если в заявлении клиента есть ошибки и когда заявитель предоставил неполный пакет документов. При этом вам обязаны объяснить причины отказа.

– Что делать человеку, если ему не продают полис ОСАГО?

– Сначала нужно попробовать разрешить ситуацию через самого страховщика: связаться с его техподдержкой, позвонить на горячую линию или обратиться в офис, если проблемы возникали на сайте. Если компания не захочет помогать, есть все основания для обращения в сторонние организации – в РСА через форму обратной связи на сайте www.autoins.ru и в Банк России через Интернет-приемную на сайте www.cbr.ru. Кроме того, можно написать заявление в прокуратуру через Интернет-приемную или в районный суд по адресу, где находитесь вы сами или страховая компания.

Когда полис нужен срочно, можно попробовать оформить его в другой страховой компании или оставить заявку на финансовом маркетплейсе, потому что процесс выяснения отношений с отказавшей в услуге компанией – небыстрый.

– Что важно учесть при обращении в контролирующие страховщиков структуры?

– В любой инстанции сначала будут проводить проверку. Именно поэтому важно передавать как можно больше информации: указать название компании, день и время обращения, адрес офиса или сайта. Кроме того, нужно подробно рассказать, что случилось.

Подкрепите обращение доказательствами того, что страховщик безосновательно отказался продавать вам полис. Например, запишите видео диалога с менеджером или сделайте скриншоты технических сбоев на сайте. К слову, только попытка записать разговор может подтолкнуть сотрудников компании оформить полис. И тогда вовсе не придется готовить обращения.



Добавить комментарий

Войти через соцсети