О «периоде охлаждения»
Страховые организации в срок до 1июня 2016 года были обязаны привести свою деятельность по вновь заключаемым договорам страхования в соответствие с требованиями Указания Банка России (№3854-У от 20.11.2015) «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования». Данным документом Банк России ввел «период охлаждения» – срок, в течение которого гражданин может расторгнуть договор добровольного страхования и получить в определенном порядке уплаченную страховую премию. «Период охлаждения» составляет не менее 5 дней (страховщик может установить и более длительный срок) и отсчитывается со дня заключения добровольного договора страхования вне зависимости от момента уплаты страхового взноса.
Необходимость введения «периода охлаждения» связана со сложившейся негативной практикой навязывания физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе при получении страховых или банковских услуг. Законодательство запрещает обусловливать получение одних услуг обязательным приобретением других, а за навязывание дополнительных услуг предусмотрена административная ответственность – наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. Однако доказать факт навязывания в суде достаточно сложно.
Указание №3854-У от 20.11.2015 дает потребителям более эффективный инструмент защиты своих прав. Теперь страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть условие о том, что договор добровольного страхования считается прекратившим свое действие с даты получения страховщиком письменного заявления страхователя об отказе от договора добровольного страхования или иной даты, установленной по соглашению сторон, но не позднее 5 рабочих дней.
Введение «периода охлаждения» позволит потребителям отказаться от навязанной или невыгодной страховой услуги без предъявления специальных требований или прохождения специальной административной или судебной процедуры. Новые правила касаются практически всех популярных видов страхования. В перечень входят: страхование жизни, страхование от несчастного случая, автоКАСКО, ответственность автовладельцев и владельцев водного транспорта, добровольное медицинское страхование, гражданская ответственность перед третьими лицами, а также страхование финансовых рисков.
Для расторжения договора страхования гражданин должен обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. При отказе от страховки в «период охлаждения» страховая компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональной количеству дней, прошедших с начала действия договора. Страховая компания обязана вернуть гражданину страховую премию в течение 10 рабочих дней после получения заявления как в наличной, так и в безналичной форме. Деньги не вернут лишь в том случае, если страховой случай наступил в период 5 отведенных для раздумий дней, например, если клиент попал в аварию именно в этот временной промежуток.
Банк России будет проводить соответствующие проверки страховщиков. Если страховщик отказывается расторгнуть договор, необходимо обращаться с жалобой в Банк России. В письменном виде обращение можно направить по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, 71, индекс 690990, в электронном виде – через раздел «Интернет-приемная» на сайте Банка России www.cbr.ru. Также жалобы и обращения можно направлять в созданную в Банке России Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров (электронная почта fps@cbr.ru, телефон Управления Службы по ДФО для обращений граждан: 8-423-240-15-90).
Отдел по связям с общественностью Дальневосточного ГУ Банка России