Мошенники звонят приморцам от имени Центрального банка РФ
На телефоны приморцев снова поступают звонки от неизвестных, представляющихся сотрудниками Центрального банка Российской Федерации. Как нужно поступать в этой и похожих ситуациях, рассказали в Дальневосточном ГУ Банка России.
Какие кейсы чаще всего используют мошенники и как меняются преступные схемы?
Очень широкое распространение получила схема со звонком от имени банка, когда человеку говорят, что по его банковской карте проводится подозрительная операция или на его имя кто-то пытается оформить кредит. Перед этим мошенники собирают информацию о потенциальной жертве. Данных, которые они находят в соцсетях, зачастую достаточно для того, чтобы начать разговор и усыпить бдительность. Махинаторы обращаются к людям по имени и отчеству, приводят в пример реальные факты биографии, озвучивают личные данные и подталкивают людей к действиям, которые ведут к потере денег. При этом мошенники могут как выступать от имени кредитных организаций, так и называться сотрудниками Банка России, полиции, прокуратуры либо другого официального ведомства. Имитаторы даже могут выдать себя за кого-нибудь из вашего ближнего окружения.
Способов обмана множество, и они постоянно меняются. Недавно, например, появилась схема рассылки фишинговых сообщений под предлогом Всероссийской переписи населения.
Как распознать мошенников?
Любой входящий звонок – это повод насторожиться, даже если на экране высвечиваются знакомые цифры, потому что мошенники научились подменять отображаемый номер входящего вызова. Незнакомец может не только звонить, он может присылать СМС-сообщение, электронное письмо или ссылку в мессенджере. Но если он стал инициатором контакта, ему что-то от вас нужно. И тут нужно быть осторожным. При этом разговор обычноидет о деньгах, будь то денежный перевод, списание средств, налог или штраф, выигрыш или выгодный инвестиционный проект.
Преступникам важно сразу же поставить собеседника в стрессовую ситуацию, вывести из равновесия, чтобы он перестал критически мыслить и начал быстро действовать. В результате человек послушно выполняет инструкции мошенников и лишается своих сбережений. Поэтому следует обращать внимание на психологический дискомфорт, который появляется во время общения с собеседником.
Почти всегда вас просят сообщить какие-либо ваши данные. Это могут быть данные вашей карты, включая срок действия и три цифры с ее обратной стороны, либо логины и пароли к личному кабинету на сайте банка или мобильному приложению, коды из банковских уведомлений.
Как себя вести, чтобы не стать жертвой киберпреступления?
Главные правила кибергигиены просты, но действенны. Первое – это антивирус. Устанавливайте его на все устройства и не забывайте вовремя обновлять.
Второе – контроль электронной почты, аккаунтов в соцсетях и переписки в мессенджерах. Они являются каналом распространения фишинговых сообщений. Не отвечайте на сообщения, в которых вас просят предоставить персональную информацию. Не переходите по ссылкам, полученным от неизвестных адресатов. Они могут привести вас на зараженный или фишинговый сайт. Не передавайте свои личные данные с помощью электронной почты или социальных сетей в открытом виде.
Третье – внимательность. Злоумышленники могут использовать похожие названия для создания фейковых страниц известных сайтов.
Четвертое – осторожность. Совершайте покупки только на страницах известных и проверенных интернет-магазинов и со своих гаджетов, не пользуйтесь для этого открытыми сетями wi-fi и компьютерами интернет-кафе, где могут быть установлены программы-шпионы, запоминающие данные, которые вы ввели. Устанавливайте сложные пароли, причем чем сложнее, тем лучше.
Пятое – конфиденциальность. Держите в секрете сведения о себе, данные банковских карт, пароли интернет-банка.
Шестое – перепроверяйте источники звонков. Мошенники могут подменять отображаемый на вашем телефоне входящий номер и представляться сотрудниками банков, полиции или других организаций.
Если мошенники все же украли деньги, необходимо немедленно заблокировать карту, сообщить в банк по горячей линии о краже денег и написать в отделении банка заявление о несогласии с операцией. Заблокировать карту можно по телефону горячей линии (номер для экстренной связи указан на оборотной стороне карты и на официальном сайте банка), через мобильное приложение банка или в отделении банка.
Регулятор предлагает жителям и компаниям Приморья оценить уровень безопасности услуг, предоставляемых финансовыми организациями в регионе, ответив на вопросы на сайте Банка России. Опрос будет проводиться с 1 ноября по 3 декабря 2021 года. Результаты анкетирования будут учитываться в надзорной работе регулятора, а также при разработке мер по повышению уровня информационной безопасности в финансовой сфере.