Как кредиторы навязывают ненужные услуги при оформлении онлайн-кредитов
Нередко вместе с кредитом или займом люди получают дополнительные услуги, переплачивая за сервисы, которые им не нужны. О том, на что обращать внимание при заключении договора с финансовой организацией онлайн и как отказаться от ненужных опций, рассказали в Дальневосточном ГУ Банка России.
– Каким образом кредиторы навязывают услуги онлайн?
– По закону банки и микрофинансовые организации (МФО) при оформлении кредитов и займов не имеют права заранее проставлять отметки, которые означают согласие заемщика на дополнительные услуги. Но на сайтах некоторых кредиторов с таким можно столкнуться. А если попытаться снять соответствующие галочки самостоятельно, не получится завершить операцию, сайт будет выдавать ошибку.
Автоматические галочки могут появиться не только в то время, когда вы оформляете кредит, но и позднее. Например, когда вы отправляете кредитору отдельную онлайн-заявку, чтобы продлить заем или погасить часть долга досрочно.
Бывает, что вместе с кредитом заемщику предлагают страховку, которая должна снизить процентную ставку. Человек соглашается, ставит галочку в графе «услуги страхования» и даже не догадывается, что оплатил сразу несколько страховок, включая те, которые не влияют на стоимость кредита.
Встречаются ситуации, когда во время заполнения онлайн-заявки на заем нужно выбрать одну из опций – «подписать договор» или «отказаться от заявки». Человек думает, что эти фразы относятся в целом к договору займа. Но на самом деле, так скрывается кнопка отказа от дополнительных услуг. Если кликнете по тексту «подписать договор» – согласитесь на какой-то сервис, нажмете «отказаться от заявки» – перейдете к следующему шагу оформления займа.
Иногда страховка или другая услуга прописана в договоре по умолчанию, а галочка нужна для отмены дополнительного условия. При этом окошко для отказа никак не выделено графически, поэтому его легко не заметить.
Порой банки включают в кредитный договор дополнительную платную опцию и не позволяют отказаться от нее, если человек оформляет кредит онлайн. Сделать это можно якобы только в отделении банка, но это очередная уловка, чтобы навязать услугу.
Если вы столкнулись с подобным, это значит, что организация нарушает закон. В этом случае вы можете сделать снимок экрана и направить его вместе с жалобой в Банк России через Интернет-приемную на сайте www.cbr.ru.
– Как не попасться на подобные уловки?
– Проверяйте, что именно скрывается за галочками и нечеткими формулировками. Всегда внимательно изучайте все документы, которые вам нужно подписать. И не важно, заключаете ли вы договор на бумаге или в электронной форме. Внимательно прочтите то, что написано мелким шрифтом или под звездочками.
По закону на ознакомление с договором дается 5 рабочих дней, в течение которых кредитор не может изменить условия, которые уже вам предложил.
Обратите внимание на размер займа – точно ли эту сумму вы запрашивали. Изучите таблицу с индивидуальными условиями на первых страницах договора – в ней указано, поменяется ли процентная ставка при отказе от допуслуг и как именно.
Проверьте полную стоимость кредита (ПСК) в квадратной рамке в верхнем правом углу на первой странице договора. ПСК показывает размер переплаты. Она учитывает не только проценты по займу, но и стоимость дополнительных сервисов, которые влияют на условия кредита. Все услуги, которые не связаны с кредитом, должны быть указаны в отдельном заявлении.
Обратите внимание: банки и МФО нередко предлагают оплатить допуслуги за счет заемных денег. При покупке допуслуг в кредит на их цену тоже набегут проценты. Оцените, сколько придется переплатить.
– Я согласился на ненужную услугу. Как от нее отказаться?
– Обязательным является только страхование недвижимости при оформлении ипотеки. От любых других полисов и допуслуг можно отказаться во время периода охлаждения. По закону он длится 30 дней с момента оформления договора. Сумма возврата зависит от того, начали вы уже получать оплаченные услуги или нет.
При отказе от некоторых допуслуг может вырасти кредитная ставка, это должно быть прописано в договоре. Если такой информации там нет, значит, данная услуга не влияет на процент по кредиту или займу.
Заявление об отказе от услуги подается поставщику услуги (это не всегда кредитор) в свободной форме, в том числе через сайт или мобильное приложение компании. Нужно приложить к заявлению копии паспорта, договора на услугу, а также свои банковские реквизиты для возврата денег. Если в течение 7 рабочих дней деньги не поступили на счет, обращайтесь к кредитору, который продал вам допуслугу. Подать заявление в банк и МФО можно через 30 дней после обращения к поставщику услуг и не позже 180 дней с даты этого обращения. Обязательно укажите, когда вы направили первое требование о возврате.
Если вас присоединили к коллективному договору, то нужно сразу обращаться к кредитору. После этого у кредитора также есть 7 рабочих дней на возврат денег за навязанную услугу.