Идентификация клиентов-физических лиц

Одним из правовых механизмов, созданных для защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства, является Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Он обязывает кредитные организации и некредитные финансовые организации (ломбарды, страховые компании, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые и другие организации) (далее – организации) до приема на обслуживание клиента1-физического лица (например, до открытия банковского счета, осуществления операции с наличной иностранной валютой, заключения договора страхования или микрозайма) провести его идентификацию.

Под идентификацией понимается совокупность мероприятий по установлению определенных законом сведений о клиенте, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий. При идентификации физического лица, в том числе иностранного гражданина, организация обязана установить следующие сведения о нем: фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

В качестве документа, удостоверяющего личность, физическое лицо может предоставить работнику организации паспорт гражданина Российской Федерации (в т.ч. паспорт для выезда за границу), паспорт иностранного гражданина и иные документы. Порядок идентификации клиентов установлен Положением Банка России от 15.10.2015 №499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положением Банка России от 12.12.2014 № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Кроме того, законом установлена обязанность организаций:

• при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов получать информацию о целях и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, на регулярной основе принимать меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов;

• принимать меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов.

Закон также наделяет организации правом принимать меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов.

В определенных законом случаях допускается упрощенная идентификация, при которой устанавливаются фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серия и номер документа, удостоверяющего личность, а также иная информация, позволяющая подтвердить указанные сведения.

Помимо этого закон устанавливает закрытый перечень операций, при которых идентификация клиента не проводится (например, при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 40 000 рублей в эквиваленте). Исключение составляют случаи, когда у работников организации возникают подозрения, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Клиенту-физическому лицу необходимо помнить, что, если операция от его имени, в его интересах или за его счет совершается его представителем, последний также подлежит идентификации в установленном порядке. Идентификации подлежит и выгодоприобретатель – лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует клиент при ее проведении.

Важно знать, что закон обязывает клиента предоставлять организациям информацию, необходимую для исполнения ими требований закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах, а в случае ее непредставления организациям запрещено заключать с клиентом договор банковского счета (вклада) и дано право отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. При этом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 закона организация вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом.

Отдел по связям с общественностью Дальневосточного ГУ Банка России

1Применительно к данной статье под термином «клиент» понимается клиент-физическое лицо.



Добавить комментарий

Войти через соцсети